На волне консолидации железнодорожных компаний нефтехимический холдинг СИБУР ищет варианты развития своего «СИБУР-транса». Холдинг начал собирать предварительные предложения на покупку, слияние или приобретение активов оператора. Им уже заинтересовались Brunswick Rail и группа Rail Garant, однако сам СИБУР решение о судьбе оператора еще не принял.
Участники рынка считают, что «СИБУР-транс» может стоить до $400 млн, а его покупатель также получит долгосрочный контракт на обслуживание транспортных потребностей холдинга.
Представители четырех железнодорожных компаний рассказали «Ъ», что в течение последних двух месяцев к ним обращались сотрудники СИБУРа с просьбой подготовить предложения по развитию его железнодорожного бизнеса. «СИБУР хотел получить предложения о том, что можно сделать с его кэптивным оператором «СИБУР-трансом», который, судя по всему, готовятся продать»,— говорит один из собеседников «Ъ». Представитель другой компании также назвал обращение СИБУРа «премаркетингом продажи «СИБУР-транса».
Представить свои заявки было предложено более чем десяти крупнейшим компаниям. Официальных сроков СИБУР не обозначил. Официально в холдинге говорят, что пока решений о заключении каких-либо сделок по «СИБУР-трансу» нет. Собственный парк специализированных вагонов нужен СИБУРу для перевозки сырья, полуфабрикатов между предприятиями и готовой продукции. «На волне происходящих на рынке процессов мы получаем различные предложения о продаже вагонного парка или объединении транспортных активов. Мы можем рассмотреть эти варианты, однако, помимо стоимости, ключевое значение имеет вопрос сохранения гарантированной надежности перевозок нашей продукции»,— заявили «Ъ» в пресс-службе СИБУРа.
Пока предложения СИБУР получил только от Brunswick Rail, специализирующейся на операционном лизинге вагонов, и группы Rail Garant Сергея Смыслова и Сергея Гущину. Brunswick Rail предложила выкупить весь парк «СИБУР-транса», после чего сдать его обратно в долгосрочную аренду, говорит один из собеседников «Ъ». «Через схему лиз-бэка компания может сразу получить деньги, снять с баланса подвижной состав, но по-прежнему гарантировать перевозки всех объемов»,— поясняет он.
Собеседник «Ъ» в Rail Garant сказал, что компании интересна как схема лиз-бэка, так и покупка «СИБУР-транса» за деньги, либо слияние компаний с последующим выходом на IPO. «На рынке осталось два специализированных оператора, которые интересны для поглощения — это государственный «СГ-Транс» и «СИБУР-транс». «Мы готовы претендовать на оба актива»,— утверждает источник «Ъ». Опрошенные «Ъ» участники рынка оценивают стоимость компании в диапазоне 300-400 млн долларов.
«СИБУР-транс» на 100% подконтролен СИБУРу. В сводном рейтинге российских операторов, подготовленном Delloite&Touche и агентством Infranews, по количеству парка, его возрасту и объемам перевозок компания занимает 17-е место. В ее парке более 7,5 тыс. вагонов, в основном цистерны для нефтехимической продукции.
«Проблема в том, что у «СИБУР-транса» может быть только два клиента — СИБУР или «Газпром». Если с их логистикой что-то меняется, купленная компания остается не у дел»,— говорит представитель оператора, отказавшегося от участия в переговорах с СБУРом. Но Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что Brunswick Rail или Rail Garant могут купить «СИБУР-транс» для дальнейшей диверсификации своих перевозочных мощностей. «СИБУР наверняка захочет получить гарантии на обслуживание холдинга в течение нескольких лет с дисконтом к рыночным тарифам, поэтому вопрос в том, пойдут ли операторы на их условия»,— говорит он (с аналогичными договоренностями по долгосрочному обслуживанию своего кэптивного оператора весной продал «Металлоинвест»). Денис Борисов из Номос-банка считает, что возможная сделка по «СИБУР-трансу» вслед за продажей компаний «СИБУР-Русские шины» и «СИБУР-Минудобрения» укладывается в логику избавления холдинга от непрофильных активов. Железнодорожный рынок становится все конкурентнее, поясняет аналитик, поэтому руководство СИБУРа могло посчитать, что эффективнее отдать обслуживание на аутсорсинг, а не тратить деньги на обслуживание своего парка.
Александр ПАНЧЕНКО