Российские авиакомпании, рискнувшие поддержать отечественный авиапром, уже успели почувствовать на себе последствия скорого вступления России в ВТО. С этого года правительство фактически прекратило компенсировать авиакомпаниям часть затрат на лизинговые платежи при приобретении российских самолетов. У отечественных авиакомпаний остается все меньше стимулов покупать российские самолеты.
О том, что авиакомпании перестали с 2012 года получать компенсацию части лизинговых платежей, РБК daily рассказал источник в одной из авиакомпаний. Официальный представитель лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК, занимается лизингом отечественных самолетов) подтвердил эту информацию. Сама схема была утверждена постановлением правительства № 466 в 2002 году. Согласно ему государство возмещало авиакомпаниям около 20% лизинговых платежей, но не выше лимита, вычисляемого по специальной формуле с учетом ставки рефинансирования Банка России. Деньги распределялись ежегодно на конкурсе Росавиации, проводимом по поручению Минтранса и Минфина.
В Росавиации признают, что последний конкурс на получение компенсации прошел в 2010 году, средства по нему до сих пор предоставляются выигравшим тогда авиакомпаниям. В прошлом году конкурс не проводился. По данным Росавиации, сейчас компенсации выплачиваются семи авиакомпаниям за 31 самолет российского производства. Крупнейшими получателями являются Red Wings (восемь самолетов Ту-204-100 в лизинге от ИФК до 2023 года) и «Владивосток-авиа» (шесть самолетов Ту-204-300 в лизинге от ИФК до 2020 года). Также среди получателей авиакомпании «Полет», «Якутия», «Трансаэро» и «Россия». В Росавиации не раскрывают ежегодный объем субсидий. По оценке совладельца Red Wings Александра Лебедева, компенсация по лизинговому платежу на каждый Ту-204 составляла 100 тыс. в месяц, или 25% его размера.
На запрос РБК daily в Министерстве финансов ответили, что постановление правительства № 466 работает, и вопросы по его реализации переадресовали в Минтранс. Представитель Минфина отметил, что сейчас новых механизмов по поддержке лизинга продукции отечественного производства не разрабатывается.
При этом как минимум три авиакомпании, которые закупали самолеты после 2010 года, остались без государственной поддержки лизинга. Не компенсируются ставки по поставке самолетов Superjet авиакомпании «Аэрофлот» (30 лайнеров, начали поступать с июня 2011 года). Не получает субсидий авиакомпания «Полет», купившая десять Ан-148. В «Аэрофлоте» и «Полете» на запрос РБК daily не ответили. Проблема стоит и перед авиакомпанией «Ангара», которая собирается приобрести десять Ан-148. Для того чтобы помочь перевозчику профинансировать сделку по покупке этих самолетов, правительство Иркутской области в 2013 году купит блокирующий пакет акций «Ангары» и обещает вложить в нее до 90 млн руб.
«Не всякая авиакомпания готова покупать российскую авиатехнику, а отмена субсидирования еще больше снизит интерес к отечественным самолетам. Необходимо принимать другие механизмы, которые поддержат авиастроителей», — отмечает официальный представитель ИФК. Официальный представитель Объединенной авиастроительной корпорации сообщил, что компания совместно с ИФК подготовила свои предложения по поддержке отечественных авиакомпаний, эксплуатирующих отечественную технику. Они были переданы в Минпромторг.
У экспертов есть объяснение происходящему. «Правила ВТО жестко регулируют взаимоотношения производителей и потребителей. Прямое субсидирование в соответствии с правилами ВТО будет запрещено», — считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. При этом он отмечает, что компенсации для авиакомпаний в ВТО не регламентируются.
Между тем вступление в ВТО обещает сделать более доступными для российских перевозчиков импортные самолеты за счет снижения таможенных пошлин. Более того, правительство даже готово дотировать покупку лайнеров зарубежного производства. Так, согласно принятому в конце прошлого года постановлению № 1212 предусматривается возможность субсидирования авиакомпаниям лизинговых платежей при приобретении региональных самолетов вместимостью до 55 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями. К слову сказать, российский авиапром подобные типы лайнеров серийно не выпускает.
Сергей КОЛОБКОВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|