Рынок лизинговых услуг настолько восстановился после кризиса, что клиенты могут смело рассчитывать на специальные условия, не уступающие по щедрости предложениям 2007 года. В борьбе за потребителей, в рядах которых наблюдаются оживление и рост спроса на коммерческую аренду, лизингодатели предлагают как специальные акции, так и особый, индивидуальный подход.
Однако соперники четко делятся по «весовым категориям»: «тяжеловесы» лизингового рынка соревнуются друг с другом за крупные заказы, в то время как более мелкие компании конкурируют между собой в своей нише.
По свидетельству экспертов, постепенная стабилизация рынка лизинговых услуг привела к обострению борьбы за клиентов. В результате предлагаемые условия сегодня настолько лояльны, что вполне сопоставимы с докризисными предложениями. «Я не вижу большой разницы между тем, что было в 2007 году и сейчас», — говорит директор по развитию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. По его словам, ставки вернулись на докризисный уровень: средними по рынку считаются аванс в размере 10—15% от общей стоимости и ставка удорожания от 12% до 16% в рублях. Более того, есть шанс, что эти показатели могут пойти вниз. «Рынок лизинга очень связан с банковским сектором. Если банки будут снижать процентные ставки по кредитам, то так же поступят и лизинговые компании»,— говорит господин Добровольский.
По мнению Сергея Дианина, генерального директора лизинговой компании Arval (группа BNP Paribas), острая конкуренция среди компаний, предоставляющих лизинг, проявляется в отдельных сегментах, например при аренде автомобильного или железнодорожного автотранспорта. Однако расстановка сил среди участников рынка довольно четкая. За крупные сделки соревнуются лидеры — «ВТБ Лизинг», «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и т. д. (см. таблицу). Их основное конкурентное преимущество — доступ к фондированию, причем на длительные сроки и по стоимостным условиям «ниже рынка», говорят в «ВТБ Лизинге».
По данным Романа Романовского, ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА», на 39 компаний с портфелем более 5 млрд рублей приходится 83,8% рынка. Еще 6% представляют 45 компаний с портфелем 1—5 млрд рублей, остальные 10,2% — порядка 70 фирм с портфелем меньше 1 млрд. «Небольшие лизинговые компании занимают незначительную долю рынка, поскольку в сложившихся условиях не всем из них удается стабильно вести бизнес, привлечь финансы, да и многие из них являются нишевыми игроками»,— поясняет Сергей Дианин. «Крупным компаниям неинтересно занимать сегменты работы более мелких компаний, а тем, в свою очередь, не по зубам крупные сделки: они не смогут обеспечить необходимые финансовые условия»,— подчеркивает Владимир Добровольский.
Однако специализация среди лизингодателей идет не только по клиентам, но и по видам поставляемого оборудования. В идеале при упоминании того или иного вида лизинга клиент должен вспоминать именно вашу компанию, поясняет господин Добровольский. Так, ГТЛК ассоциируется у клиентов с дорожной техникой и пассажирским транспортом, отмечает эксперт.
Неудивительно, что за конкретную нишу определенного вида услуг среди лизингодателей зачастую разгорается острая борьба. «В последние годы госкомпании стали активно наращивать свое присутствие в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники для малого и среднего бизнеса, таким образом усиливая конкурентное давление в рыночных нишах, традиционных для частных лизинговых компаний»,— говорит заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал» Елена Адамова.
Приемы конкурентной борьбы зависят опять-таки от масштаба компаний. Так, небольшие участники рынка в погоне за клиентом стремятся разработать различные мотивационные программы, обеспечивающие либеральные условия предоставления лизинга, тогда как крупные компании редко разрабатывают сезонные предложения, но, в свою очередь, готовы рассматривать индивидуальные решения, обеспечивающие удобные для клиента условия по договору, говорят в «ВТБ Лизинге».
В целом помимо снижения ставок среди приемов есть целый ряд дополнительных опций. Некоторые лизинговые компании упрощают требования к заемщику. Так, по словам Елены Адамовой, в ряде рекламных кампаний не раз декларировалось снижение размера аванса практически до нуля, а также оговаривалась возможность для клиента не предоставлять финансовую отчетность. «Данная ситуация особенно была характерна для сегмента автолизинга, где уровень конкуренции наиболее высок»,— поясняет эксперт.
Кроме того, большинство компаний, активно работающих в сегментах лизинга автотранспорта и спецтехники, включили в число своих предложений специальные совместные программы с поставщиками — в таком формате лизинг предлагался с минимальным или нулевым годовым удорожанием. Также отдельную роль играют умение общаться с клиентом и уровень обслуживания, убежден Сергей Дианин.
Среди тех, кто предпочитает договариваться с поставщиками,— «Центр-Капитал». Партнеры компании — целый ряд крупных поставщиков спецтехники и сельскохозяйственной техники. «Периодически мы создаем специальные программы по лизингу отдельных видов спецтехники или оборудования, в стимулировании сбыта которых особенно заинтересован поставщик, готовый предлагать льготные цены и скидки при покупке в лизинг»,— говорит Елена Адамова.
«ВТБ Лизинг», как и положено крупному игроку рынка, на специальные акции не разменивается, предпочитая сосредоточить свое внимание на каждом клиенте в индивидуальном порядке. «Преимуществами нашей компании являются индивидуальный подход к каждому клиенту и возможность разработки уникальных условий для каждого договора»,— говорят в компании.
Еще один тяжеловес — ГТЛК — также готов предложить особый формат сотрудничества. «Собственный капитал компании позволяет предлагать дорожным и пассажирским предприятиям уникальные условия лизинга техники отечественной сборки. Партнерство с ведущими российскими банками гарантирует адекватные условия по программам лизинга с привлеченным финансированием»,— поясняет Владимир Добровольский. Однако помимо коммерческих услуг компания зачастую выступает в роли эксперта и консультанта. «Очень часто наши заказы выглядят следующим образом: «подберите нам технику для коммунального хозяйства», к примеру. С подобными задачами мы справляемся успешно»,— констатирует он.
У операционного лизинга своя специфика, говорят в компании Arval, предлагающей коммерческую аренду автотранспорта с полным сервисным обслуживанием — «аутсорсинг» корпоративного автопарка. По словам Сергея Дианина, в силу специфики данного бизнеса программы стимулирования спроса в классическом виде не приносят результата. Вместо специальных программ Arval предлагает особую заботу о клиенте: круглосуточную службу поддержки водителей и помощь на дороге, прибытие аварийного комиссара к месту ДТП, реализацию подержанных машин клиента и т. д.
В свете прогнозируемой стабилизации на финансовых рынках, начало которой наблюдается в 2012 году, конкуренция на рынке лизинга только усилится.
Мария КАРНАУХ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|