Модуль Леасофт БКИ

Принцип отражения

21 февраля 2012
Принцип отражения

Корректировка кредитной политики банков, которые снизили темпы прироста портфелей, сказалась на возможностях фондирования лизинговых компаний. Острых проблем лизингодатели пока не испытывают, но тех объемов привлечения, что были в прошлом году, обеспечить уже не могут.

Лизинговые компании столкнулись с ужесточением банками условий кредитования, в результате чего возможностей для наращивания нового бизнеса у лизингодателей стало меньше. Помимо ухудшения условий фондирования на темпах роста рынка в этом году скажется и отсутствие эффекта отложенного спроса, который выступал одним из драйверов 2011-го. Однако сокращения портфелей ожидать не стоит, так как новый бизнес будет расти быстрее, чем объемы выбытия.

Прошлый год для рынка стал очень удачным: по предварительным оценкам, объем нового бизнеса лизинговых компаний в России вырос более чем на 70%. Этому способствовали относительно стабильная экономическая ситуация в стране, а также эффект отложенного спроса. В 2008—2009 годах большинство лизингодателей новых сделок не заключали, «разморозка» рынка произошла в 2010-м. На минувший год пришелся пик: часть лизингополучателей возобновили проекты, отложенные из-за кризиса, ряд компаний запускали новые инвестиционные программы.

Однако отложенный спрос уже исчерпан. «В предварительных прогнозах на 2012 год большинство экспертов полагают, что темпы роста отрасли будут умеренными — вряд ли больше 30%. Думаю, это наиболее вероятный вариант развития событий. В то же время существует фактор [фактор] президентских выборов. Но в первом полугодии он еще не сработает», — предполагает директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.

Банковская зависимость

Отрасль уже столкнулась с последствиями корректировок кредитной политики банков, которые ужесточили требования к заемщикам и снизили темпы прироста портфелей. Острых проблем с фондированием лизингодатели пока не испытывают, но тех объемов привлечения, что были в прошлом году, обеспечить уже не могут. «Основным источником финансирования лизинговых компаний были и остаются банковские кредиты. В период экономической нестабильности условия и требования банков становятся все жестче, поэтому лизинговые компании рискуют столкнуться с ситуацией, которая была в 2008 году, — рассуждает генеральный директор „ПН-Лизинг» Роман Маланин. — Уже наблюдается тенденция к повышению ставок по кредитам, что не может не отразиться на условиях лизинговых программ. Кроме того, существует постоянный дефицит «длинных» денег — банки не готовы финансировать лизинговые договоры на срок более пяти лет».

Пока критической ситуация не выглядит: банкиры признают, что кредитовать все-таки продолжат, но исключительно качественных заемщиков. Так что устойчивые лизингодатели привлекают кредитные ресурсы, но уже по возросшим ценам, а иногда — в рамках сокращенных лимитов. В среднем ставки по банковским кредитам в рублях для надежных лизингодателей поднялись на 2%, соответственно выросла и стоимость финансовой аренды. Вполне вероятно, что произойдет и увеличение размера авансового платежа, так как, во-первых, повысились риски, а во-вторых, компаниям необходимо компенсировать сокращение банковских ресурсов наращиванием собственных средств.

В 2012 году ряд лизингодателей ожидают снижения рентабельности бизнеса. Согласно результатам опроса рейтингового агентства «Эксперт РА», в котором приняли участие руководители и финансовые директора более 40 компаний, в совокупности представляющих более 60% лизингового рынка, 62% респондентов предполагают такое развитие событий. Из них 49% ожидают незначительного снижения рентабельности, а 13% допускают, что падение показателей будет сильным. Треть компаний (30%) уверены, что уровень рентабельности останется неизменным. Оптимистично в отношении динамики показателей рентабельности настроены лишь 8%.

Эффект компенсации

Ужесточение банками условий кредитования в определенной степени способно сыграть на руку лизингодателям, так как к ним могут обратиться клиенты, которым отказано в кредите. «В первом и начале второго квартала может произойти небольшой всплеск заключения сделок финансовой аренды. Это связано с тем, что банки уже начали сокращать объемы выдаваемых средств и повысили требования к заемщикам, в результате чего многие предприниматели выбрали лизинг [лизинг] в качестве инструмента финансирования бизнеса, — утверждает генеральный директор «CARCADE Лизинг» Лариса Власова. — Ведь лизинг — в целом более гибкий инструмент финансирования, чем кредит, и предмет финансовой аренды всегда выступает залогом, поэтому бизнесмену зачастую проще приобрести автомобиль или оборудование на условиях финансовой аренды, чем в кредит».

Главное, чтобы у лизингодателей хватило ресурсов, чтобы этот спрос удовлетворить. Особенно непросто привлекать ресурсы будет небольшим компаниям, которые при общем увеличении рисков банками перейдут в категорию нежелательных заемщиков. А своих средств для финансирования лизингополучателей у них немного. В связи с этим возможно увеличение количества сделок по продаже части портфелей небольшими компаниями, которые окажутся не в состоянии развивать новый бизнес.

«Крупные лизинговые компании окажутся в лучшем положении, однако и у них возможностей для размещения станет меньше, — считает коммерческий директор ГК «Балтийский лизинг» Владимир Наймарк. — А соответственно, они будут избирательно подходить к одобрению сделок и из поступающих заявок выбирать наиболее приемлемые с точки зрения соотношения рисков и доходности. Этот фактор будет сдерживать рост нового бизнеса лизингодателей. При этом серьезного падения спроса бизнеса на финансовую аренду мы не ожидаем, хотя прошлогодней динамики и не будет».

В этом году у лизинговых компаний, которые решили вопросы привлечения ресурсов, новый бизнес будет увеличиваться быстрее, чем выбытие, что позволит сохранить рост портфеля. Что касается прогнозов по развитию нового бизнеса, то большинство лизингодателей сходятся на цифре 20%. По результатам декабря и января они не отмечают снижения спроса на услуги, как и ухудшения платежной дисциплины клиентов. Но вполне естественно, что категоричных оценок нет ни у кого. «Наступивший год не обещает быть простым. Определенные опасения вызывает ситуация на мировых финансовых рынках, так как непонятно, сколько времени она продлится и как сильно это затронет российскую экономику, — размышляет Роман Маланин. — Кроме того, до сих пор остаются нерешенными вопросы, касающиеся возможной отмены ускоренной амортизации и порядка определения выкупной стоимости предмета лизинга. При благоприятном развитии экономической ситуации можно прогнозировать рост нового бизнеса по итогам первого полугодия в пределах 10—20%».

Западный подход

Теоретически в условиях экономической нестабильности для лизингополучателей альтернативой финансовому лизингу может стать оперативный, по сути, представляющий собой аренду оборудования у лизингодателя на сравнительно короткие сроки. При этом предмет лизинга остается на балансе лизинговой компании, она же несет расходы по его обслуживанию. На Западе оперативный лизинг является весомым двигателем отрасли, в России же на него приходится не более 3—5% рынка. Как правило, он практикуется в сегментах железнодорожного и автомобильного транспорта.

«Основные потребители этой услуги в нашей стране — иностранные фирмы или предприятия со значительным иностранным капиталом, — констатирует Сергей Калинин. — По мере внедрения новых методов корпоративного управления, западных показателей эффективности и, соответственно, мотивации топ-менеджеров, с введением отчетности предприятий по международным стандартам доля руководителей, понимающих выгоду применения операционного лизинга, будет расти. А вместе со спросом увеличится и предложение. Сегодня, кстати, в этом сегменте действует еще и принцип корпоративной солидарности, то есть операторами данной услуги также являются западные фирмы».

В России сформировались два типа лизингополучателей, использующих для развития операционный лизинг автотранспорта. Первые — это имеющие собственный автопарк компании сектора FMCG (товары повседневного спроса), которым выгодно эксплуатировать автомобили до истечения сроков амортизации. Вторая категория — российские дочерние предприятия зарубежных концернов, для которых использование операционного лизинга для обслуживания корпоративного транспорта — стандарт ведения бизнеса и требование материнской структуры.

«Малый и средний бизнес реже обращается к услугам операционного лизинга. Связано это в первую очередь с жесткими правилами обслуживания транспорта, вводимыми лизингодателями из-за необходимости обеспечить сохранность передаваемого в операционный лизинг автомобиля или оборудования, — добавляет Лариса Власова. — Кроме того, надо учитывать, что в данном сегменте слабая конкуренция и, как следствие, достаточно высокие цены на услуги операционного лизинга, что также делает его малопривлекательным для мелкого и среднего бизнеса. Дополнительный сдерживающий фактор — традиционный подход к приобретению имущества российских предпринимателей, которые предпочитают в итоге владеть им, а не арендовать.

Сохранить и заработать

Преимущество такого вида лизинга для клиента очевидно — он позволяет оперативно увеличивать существующие производственные или транспортные мощности, когда этого требует рынок. К тому же клиент избавляется от кредитных обязательств на долгосрочный период, от функций по технической поддержке оборудования, что дает возможность сосредоточиться на основной деятельности. Понятно, что цели у финансового и оперативного лизинга различны. «Финансовый лизинг — по сути, механизм приобретения основного средства в собственность. Аренда — временная возможность использования имущества в основном бизнес-процессе. Ею чаще пользуются компании, которым прежде всего нужно выполнить небольшой объем работ», — объясняет заместитель директора по коммерции компании «Интерлизинг» Александр Рябцев.

Поэтому, несомненно, для универсальных лизинговых компаний основной деятельностью останется финансовый лизинг, однако о том, что развивать аренду целесообразно, участники рынка говорят не первый год. Пока оперативным лизингом занимаются в основном специализированные компании. Есть подобный опыт и у универсальных лизингодателей, но пока это чаще всего единичные сделки.

Для развития данного направления необходима дополнительная инфраструктура. Во-первых, компании нужно сформировать парк оборудования, а это инвестиции. «Однако оборудование может первоначально приобретаться под заказ конкретного клиента, учитывая, что по первому лизингу оно будет амортизировано не полностью и впоследствии его можно сдать в лизинг еще раз, — рассуждает руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. — Также существует возможность его реализации с дисконтом с учетом амортизации по рыночным ценам (в том числе и по договорам обратного выкупа с поставщиками). Тогда как в случае с финансовым лизингом остаточная стоимость оборудования в конце договора лизинга, как правило, стремится к нулю».

Именно с предметом лизинга в данном случае связаны основные риски лизингодателя. Точнее, с тем, насколько верно владелец техники рассчитал сроки эксплуатации и стоимость аренды, при которых инвестиции в оборудование окупились и оно принесло прибыль до момента окончательного износа. Если же удалось «отбить» инвестиции раньше, чем закончился срок его полезного использования, можно говорить о дополнительных доходах.

Понятно, что арендующая сторона заинтересована в сохранности оборудования только на тот срок, в течение которого она его использует. А значит, забота о своевременной техподдержке ложится на плечи лизингодателя. «Велика вероятность, что клиент, не заинтересованный в последующем приобретении оборудования в собственность, будет стараться эксплуатировать его «на износ», что скажется на состоянии и стоимости техники при возврате лизингополучателю, перспективах ее дальнейшего использования», — комментирует Роман Маланин.

Не исключены и финансовые риски. Как правило, имущество передается в операционный лизинг практически на срок полезного использования — в среднем на два-три года. «Поэтому лизингодатель все равно уделяет большое внимание финансовому состоянию клиента. Естественно, подходы более мягкие, но в любом случае лизингодатель при совершении сделки рассчитывает закрыть договор в те сроки, которые в нем прописаны, а не получить технику обратно в любой момент», — замечает Рябцев.

Есть смысл развиваться

То, что сервисную составляющую лизингодатель берет на себя, создавая соответствующие подразделения внутри компании либо передавая эти функции на аутсорсинг, влияет на стоимость услуги в сторону увеличения. Оперативный лизинг стоит дороже финансового еще и потому, что лизингодатель закладывает в цену не менее актуальные риски — вероятность простоя оборудования. «Никто не застрахован от того, что в определенные периоды тот или иной вид техники не будет востребован рынком, — говорит Владимир Наймарк. — А оборудование находится на балансе лизингодателя, который несет издержки по его содержанию. И пока оно простаивает, его стоимость снижается. Поэтому чем короче срок аренды, тем дороже она обходится лизингополучателям».

Участники рынка сходятся во мнении, что оперативный лизинг не является панацеей в условиях нестабильности, но развивать его стоит. «Сейчас очень сложно планировать на длительные сроки — от трех до десяти лет, и не всегда есть уверенность, что ты сможешь обеспечивать лизинговые платежи на десять лет вперед. Поэтому компаниям иногда целесообразнее приобретать технику в краткосрочный лизинг — на срок значительно меньший, чем период полной амортизации, — рассказывает Андрей Донченко. — Может быть, это обойдется дороже, чем при финансовом лизинге, но это логичнее, чем выплачивать полную стоимость по финансовому лизингу или просто арендовать по коммерческим ставкам у коммерческих операторов». Да и при стабильной экономике у компаний существуют потребности не только в приобретении активов в собственность, но и в краткосрочном привлечении дополнительных мощностей, а западный опыт доказывает, что такая услуга востребована рынком, добавляет Донченко.

Некоторые эксперты предполагали, что катализатором развития операционного лизинга в России станет кризис 2008 года, однако подобного не произошло. В настоящее время предпосылок к этому больше, и не только из-за экономической нестабильности, но и вследствие ужесточающейся конкуренции в сфере финансового лизинга, особенно в сегменте крупных сделок, где продолжают усиливаться позиции госкомпаний. Поэтому коммерческие лизингодатели ищут пути диверсификации бизнеса. Вероятно, и они будут усиливать данное направление. «Просто это будет процесс, растянутый во времени, так как лизингодателям необходимо выстроить соответствующую инфраструктуру, взаимоотношения с субподрядчиками (автодилерами, сервисными станциями), технологическую платформу, обучить персонал», — поясняет Наймарк. Так что взрывного роста оперативного лизинга участники рынка не ожидают, но на его постепенное развитие и становление вполне могут рассчитывать.

Ольга ВЕЛИКАНОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru


Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь