Этот год станет рекордным по объему нового бизнеса в лизинговой отрасли. По оценкам экспертов, он может достигнуть 1,5 трлн рублей и вырасти вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом было заявлено на ежегодной конференции «Эксперт РА» «Лизинг в России-2011».
«Мы сейчас подводим итоги 9 месяцев, но уже очевидно, что этот год станет рекордным по общему объему нового бизнеса. Это самые большие показатели за последние годы, — утверждает Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА». — Показатели трех основных параметров развития рынка — объем полученных лизинговых платежей, объем профинансированных средств и объем нового бизнеса — говорят о том, что мы снова находимся на волне роста, даже несмотря на проблемы с фондированием и достаточно сложную ситуацию в экономике. Мы считаем, что в этом году рынок вырастет в два раза по сравнению с прошлым годом до 1,5 трлн рублей, хотя участники рынка более сдержанны в своих оценках: их прогноз на конец года — 1,3 трлн».
Наибольший вклад [вклад] в рост рынка внес сегмент железнодорожной техники, традиционно лидирующий по объему. Его доля — более 53% в новом бизнесе и около 48% — в совокупном лизинговом портфеле. Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, несмотря на то что его доля снизилась за год с 9,9 до 8,3%. На третьем месте — авиатехника, доля этого сегмента в новом бизнесе за год сократилась вдвое — до 7,5%. Тройка лидеров такая же, как в прошлом году, только авиация и грузовики поменялись местами.
По данным «Эксперт РА», в 2011 году лизинговые компании активно расширяли свои сети, за 9 месяцев года число филиалов выросло с 390 до 510. Наиболее активно расширяли присутствие «ВЭБ-Лизинг» (+43 филиала), «Сбербанк Лизинг» (+23) и «CARCADE Лизинг» (+19 филиалов). Однако география лизинга существенно не изменилась. «В целом картинка повторяет предыдущие годы. Как и прежде, доминирующее положение у Москвы (40%). В целом на Москву и Центральный округ приходится, как и раньше, более половины объемов нового бизнеса. Тем не менее мы увидели очень существенный рост Уральского округа — доля региона практически выросла вдвое. А доля Санкт-Петербурга, наоборот, сократилась на 8,3%», — рассказывает Павел Самиев.
В тройке лидеров по объему новых сделок (за 9 мес. года) первое место у «ВЭБ-Лизинг», второе — «ВТБ Лизинг», третье — «Сбербанк Лизинг». В сумме на них пришлось около 47,4% объема нового бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года сумма новых сделок у «ВЭБ-Лизинг» выросла в 3,4 раза, у «ВТБ Лизинг» — в 3,7 раза, у «Сбербанк Лизинг» — в 1,6 раза. «Концентрация и структура рынка сильно меняются. Эта тенденция явно прослеживается на протяжении трех лет. Доля компаний с госучастием существенно растет. В 2007 году на них приходилось 32% рынка, по итогам 9 месяцев 2011 года — уже 59%. Это существенный рост, — отмечают аналитики. — Параллельно растет концентрация рынка — на Топ-10 приходится почти 70% нового бизнеса, притом что пять лет назад этот показатель был на уровне 40%. В следующем году концентрация вырастет еще, скорее всего, в 2012 году на десятку крупнейших игроков придется более 75% рынка».
В следующем году, по оценке «Эксперт РА», рынок продолжит расти, но уже не такими впечатляющими темпами. «Мы ожидаем, что в 2012 году прирост объемов нового бизнеса окажется на уровне 30—50% и рынок может выйти на рубеж 2 трлн руб., что опять же станет еще одним абсолютным рекордом. Но темпы роста снизятся, в том числе из-за того, что эффект низкой базы будет исчерпан уже в этом году», — считает Павел Самиев.
Лизинговые компании более сдержанны в своих прогнозах. Интерактивный опрос, проведенный на конференции, показал, что большинство участников (58%) считает, что в 2012 году рынок вырастет незначительно, менее чем на 20%.
Основными угрозами для своего бизнеса на следующий год лизинговые компании называют нехватку заемного финансирования в достаточном объеме, недостаток «длинных» денег, а также возможную отмену ускоренной амортизации. «Напряженность в еврозоне повышает ставки на межбанке. Ряд российских банков, у которых мы фондируемся, нам уже повысили ставки, а ряд банков — предложили пересмотреть ставки по ранее выданным кредитам. Сроки финансирования сократились. На сегодняшний день мы финансируем десятилетние сделки только через Газпромбанк. Остальные банки свыше пяти лет финансирование уже не предоставляют», — подтверждает Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг».
Среди прочих отрицательных факторов участники рынка отмечают повышение стоимости кредитов на фоне ожидания новой волны кризиса, все чаще принимаемые не в пользу лизинговых компаний решения судов по выкупной цене и авансам, а также отсутствие действенного механизма внесудебного изъятия предмета лизинга у недобросовестных клиентов.
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|