В преддверии скорого вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) чиновники разрабатывают хитрые способы защиты российский компаний. Например, авиационных, которые сейчас стоят перед реальной угрозой остаться без субсидий за лизинг воздушных судов отечественного производства. Спасти ситуацию может «дедушкина оговорка».
Нормы ВТО запрещают субсидии, которые создают преференции при использовании отечественной продукции перед импортной. Однако российские авиаперевозчики к их отмене пока не готовы. Рост финансовой нагрузки на компании снизит привлекательность эксплуатации современных отечественных судов, и даже может привести к отказу авиакомпаний от них.
В этой ситуации Минтранс считает целесообразным продолжить субсидирование лизинговых платежей по договорам, заключенным до даты отмены постановления правительства, которым была введена соответствующая практика. Авиакомпании получают соответствующую господдержку уже на протяжении 10 лет.
— Договоры, заключенные до вступления в ВТО, должны продолжать свое действие и после вступления, — отметили в пресс-службе транспортного ведомства.
От других комментариев в Минтрансе воздержались. Однако источник, близкий к министерству, поясняет, что ведомство предложило прибегнуть в данном случае к так называемой «дедушкиной оговорке». Эта оговорка так и называется, потому что позволяет сохранить в силе прежнее законодательство. Она создает переходный период, в течение которого компании-инвесторы могут подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности.
В министерстве финансов «Известиям» подтвердили, что вопрос о защите финансовых интересов российских авиаперевозчиков прорабатывается.
— Минфин готовит свои предложения и от поддержки отечественного производителя не отказывается, — говорит представитель ведомства.
В Минэкономразвития, ответственном за ведение всех переговоров об условиях вступления России в ВТО, от подробных комментариев по этому вопросу воздержались. Директор Департамента торговых переговоров Максим Медведков пояснил лишь, что субсидии «должны быть переформатированы для того, чтобы соответствовать нашим обязательствам. Ко времени окончательного вступления в ВТО этот вопрос будет решен».
Возможно, он имеет ввиду планы правительства внедрить принципиально новый механизм субсидирования лизинга отечественной авиационной техники — с помощью выпуска государственных облигаций. При этой схеме господдержка будет оказываться уже не авиационным и лизинговым компаниям, а банкам, кредитующим покупателей новых воздушных судов. А это уже не будет противоречить требованиям ВТО. Впрочем надо понимать, что этот механизм будет работать уже только для вновь заключаемых лизинговых договоров и не может относится к уже действующим.
Кстати, Минтранс предлагает распространить систему господдержки лизинга авиатехники и на самолеты иностранного производства. Соответствующий проект постановления правительства предполагает субсидирование российских авиакомпаний, которые берут в лизинг [лизинг] западные самолеты вместимостью не более 55 пассажирских кресел, или не более 72 кресел — для воздушных судов, оснащенных турбовинтовыми двигателями.
На сегодня господдержка системы продаж отечественной авиатехники включает в себя субсидирование российским лизинговым компаниям части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам, а также возмещение авиакомпаниям части расходов на уплату лизинговых платежей. Объем господдержки на эти цели на 2012—2014 годы запланирован в размере 5,5 млрд рублей.
Евгений ДЕВЯТЬЯРОВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|