Российский рынок лизинга авиатехники будет развиваться по мере роста экономики. Восстановление авиаперевозок, развитие авиапромышленности и региональной авиации, а также ужесточение норм и правил перевозок будут способствовать росту спроса на воздушные суда. А чтобы его стимулировать, государство уже заявило о готовности компенсировать авиакомпаниям часть расходов по лизинговым платежам.
Полеты до и после кризиса
Спрос на авиатехнику напрямую зависит от экономической ситуации. В кризис с сокращением объема перевозок и снижением доходов авиакомпаний этот сегмент лизинга сокращается. Сейчас же, когда восстановившийся авиарынок вошел в ситуацию нормального роста, у авиакомпаний появилась потребность в обновлении и расширении парка воздушных судов, говорит генеральный директор ОАО «МСП Лизинг», председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу Алексей Акиндинов. А наиболее высок спрос сейчас со стороны региональных авиакомпаний, что связано с плановым выводом из эксплуатации отечественных воздушных судов отдельных типов, добавляет гендиректор «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев.
По оценкам эксперта ФГ БКС Богдана Зыкова, сумма лизинговых сделок в сегменте авиации по итогам 2010 года составит примерно 130 млрд руб. Таким образом, авиализинг останется вторым по объему сегментом рынка (с долей примерно 12%), уступая лишь железнодорожной технике. «Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на авиатехнику на российском рынке, главным образом, на уже бывшую в эксплуатации, зарубежного производства. По спросу на самолеты Россия занимает шестое-седьмое место в мире», — говорит он.
Взлет иномарок
За первое полугодие 2011 года доля авиационного лизинга в общем объеме нового бизнеса, согласно исследованию «Эксперт-РА», упала до 3%. В консолидированном портфеле российских лизинговых компаний доля авиатехники составила около 10%. Недостаточное развитие данного сегмента, прежде всего, связано с активным использованием российскими авиакомпаниями операционного лизинга авиатехники, считает Андрей Коноплев. При этом лизингодателями являются иностранные компании, стоимостные условия которых более конкурентоспособны по сравнению с отечественными лизинговыми компаниями, добавляет он.
Иностранные лизингодатели финансируют не менее 80% продаж самолетов в России, и предметом большинства подобных сделок также выступают самолеты зарубежного производства, добавляет Алексей Акиндинов. На долю воздушных судов западного производства приходится уже около 75% всего действующего авиапарка России, оценивает Богдан Зыков. «К сожалению, объемы выпуска новой отечественной авиатехники крайне незначительны, а ее технические характеристики и инфраструктура поддержки не отвечают требованиям авиаперевозчиков и лизинговых компаний», — говорит г-н Акиндинов. При этом большая часть передаваемого в лизинг авиатранспорта, как, кстати, и морских судов, регистрируется в зарубежных авиарегистрах, как в более удобных и комфортных в сравнении с российским, добавляет он.
Всеобщая поддержка
К факторам, тормозящим развитие сегмента, можно отнести и отзыв лицензий у ряда авиакомпаний в 2011 году, а также низкий рост доходов авиаперевозчиков, наличие у ряда компаний задолженностей перед лизингодателями, пробелы в нормативной базе, касающейся авиализинга, моральное и физическое устаревание отечественных самолетов. Однако в последнее время государство обратило внимание на этот сегмент, предусмотрев возможность субсидирования российским лизинговым компаниям части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам, а также компенсацию авиакомпаниям части расходов на уплату лизинговых платежей.
Изначально эта практика распространялась на лизинговые сделки с техникой отечественного производства. Но недавно стало известно о том, что субсидироваться будут и сделки лизинга ближнемагистральных самолетов иностранного производства вместимостью до 55 пассажиров. Назывались и объемы финансирования этой программы — на уровне 2 млрд руб. в 2012 году. Толчком для принятия этого решения послужила авиакатастрофа самолета Як-42, в результате которой разбилась хоккейная команда «Локомотив».
Подъем
Сегмент лизинга будет развиваться, уверены эксперты. Степень износа воздушного парка у российских компаний высока, а нормы и правила перевозок ужесточаются. Необходимость сокращения вредных выбросов и ужесточение требований по шуму также заставляют перевозчиков приобретать новые современные самолеты, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Программы авиационного лизинга в условиях усиливающейся конкуренции становятся более гибкими. Если говорить об операционном лизинге, который встречается на рынке чаще финансового, то средние условия по рынку такие: авансовый платеж в диапазоне от 15 до 30% от стоимости техники, срок лизинга от 5 до 12 лет, отмечает Андрей Коноплев. На размер авансового платежа влияют тип и модель приобретаемого самолета, его возраст и состояние. Срок лизинга, кроме типа и технического состояния самолета, определяется стоимостью сделки, финансовым рейтингом лизингополучателя.
Основными игроками на данном рынке являются «Ильюшин Финанс», «Авиализинг», а также ряд ведущих лизинговых компаний, имеющие доступ к долгосрочному фондированию. Это в большинстве компании с госучастием, такие как «ВТБ Лизинг», «ВЭБ Лизинг». В их портфелях лизинг авиатехники составляет значимую долю в общем объеме предоставленных услуг.
Любовь ВИКТОРОВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|