Модуль Леасофт БКИ

Российские компании рассчитывают на рост авиализинга

22 ноября 2011
Российские компании рассчитывают на рост авиализинга

Российский рынок лизинга авиатехники будет развиваться по мере роста экономики. Восстановление авиаперевозок, развитие авиапромышленности и региональной авиации, а также ужесточение норм и правил перевозок будут способствовать росту спроса на воздушные суда. А чтобы его стимулировать, государ­ство уже заявило о готовности компенсировать авиакомпаниям часть расходов по лизинговым платежам.

Полеты до и после кризиса

Спрос на авиатехнику напрямую зависит от экономической ситуации. В кризис с сокращением объема перевозок и снижением доходов авиакомпаний этот сегмент лизинга сокращается. Сейчас же, когда восстановившийся авиарынок вошел в ситуацию нормального роста, у авиакомпаний появилась потребность в обновлении и расширении парка воздушных судов, говорит генеральный директор ОАО «МСП Лизинг», председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу Алексей Акиндинов. А наиболее высок спрос сейчас со стороны региональных авиакомпаний, что связано с плановым выводом из эксплуатации отечественных воздушных судов отдельных типов, добавляет гендиректор «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев.

По оценкам эксперта ФГ БКС Богдана Зыкова, сумма лизинговых сделок в сегменте авиации по итогам 2010 года составит примерно 130 млрд руб. Таким образом, авиализинг останется вторым по объему сегментом рынка (с долей примерно 12%), уступая лишь железнодорожной технике. «Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на авиатехнику на российском рынке, главным образом, на уже бывшую в эксплуатации, зарубежного производства. По спросу на самолеты Россия занимает шестое-седьмое место в мире», — говорит он.

Взлет иномарок

За первое полугодие 2011 года доля авиационного лизинга в общем объеме нового бизнеса, согласно исследованию «Эксперт-РА», упала до 3%. В консолидированном портфеле российских лизинговых компаний доля авиатехники составила около 10%. Недостаточное развитие данного сегмента, прежде всего, связано с активным использованием российскими авиакомпаниями операционного лизинга авиатехники, считает Андрей Коноплев. При этом лизингодателями являются иностранные компании, стоимостные условия которых более конкурентоспособны по сравнению с отечественными лизинговыми компаниями, добавляет он.

Иностранные лизингодатели финансируют не менее 80% продаж самолетов в России, и предметом большинства подобных сделок также выступают самолеты зарубежного производства, добавляет Алексей Акиндинов. На долю воздушных судов западного производства приходится уже около 75% всего действующего авиапарка России, оценивает Богдан Зыков. «К сожалению, объемы выпуска новой отечественной авиатехники крайне незначительны, а ее технические характеристики и инфраструктура поддержки не отвечают требованиям авиаперевозчиков и лизинговых компаний», — говорит г-н Акиндинов. При этом большая часть передаваемого в лизинг авиатранспорта, как, кстати, и морских судов, регистрируется в зарубежных авиарегистрах, как в более удобных и комфортных в сравнении с российским, добавляет он.

Всеобщая поддержка

К факторам, тормозящим развитие сегмента, можно отнести и отзыв лицензий у ряда авиакомпаний в 2011 году, а также низкий рост доходов авиаперевозчиков, наличие у ряда компаний задолженностей перед лизингодателями, пробелы в нормативной базе, касающейся авиализинга, моральное и физическое устаревание отечественных самолетов. Однако в последнее время государство обратило внимание на этот сегмент, предусмотрев возможность субсидирования российским лизинговым компаниям части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам, а также компенсацию авиакомпаниям части расходов на уплату лизинговых платежей.

Изначально эта практика распространялась на лизинговые сделки с техникой отечественного производства. Но недавно стало известно о том, что субсидироваться будут и сделки лизинга ближнемагистральных самолетов иностранного производства вместимостью до 55 пассажиров. Назывались и объемы финансирования этой программы — на уровне 2 млрд руб. в 2012 году. Толчком для принятия этого решения послужила авиакатастрофа самолета Як-42, в результате которой разбилась хоккейная команда «Локомотив».

Подъем

Сегмент лизинга будет развиваться, уверены эксперты. Степень износа воздушного парка у российских компаний высока, а нормы и правила перевозок ужесточаются. Необходимость сокращения вредных выбросов и ужесточение требований по шуму также заставляют перевозчиков приобретать новые современные самолеты, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Программы авиационного лизинга в условиях усиливающейся конкуренции становятся более гибкими. Если говорить об операционном лизинге, который встречается на рынке чаще финансового, то средние условия по рынку такие: авансовый платеж в диапазоне от 15 до 30% от стоимости техники, срок лизинга от 5 до 12 лет, отмечает Андрей Коноплев. На размер авансового платежа влияют тип и модель приобретаемого самолета, его возраст и состояние. Срок лизинга, кроме типа и технического состояния самолета, определяется стоимостью сделки, финансовым рейтингом лизингополучателя.

Основными игроками на данном рынке являются «Ильюшин Финанс», «Авиализинг», а также ряд ведущих лизинговых компаний, имеющие доступ к долгосрочному фондированию. Это в большинстве компании с госучастием, такие как «ВТБ Лизинг», «ВЭБ Лизинг». В их портфелях лизинг авиатехники составляет значимую долю в общем объеме предоставленных услуг.

Любовь ВИКТОРОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  РБК daily

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь