Лизинговые компании, работающие на рынке Северо-Запада, прогнозируют рост объема нового бизнеса на рынке транспортного лизинга в 2011 году от 30 до 100%. В ожидании очередного кризиса участники рынка отмечают стремление клиентов закупить транспорт в лизинг по «старой цене». Вместе с тем у лизингополучателей вернулся интерес к легковым автомобилям класса премиум.
По данным «Эксперт РА», по итогам 2010 года объем нового бизнеса на рынке лизинга в Петербурге составил 8,9 млрд рублей. При этом доля регионального рынка снизилась за год с 15,8 до 12,4%. В текущем году лизинговые компании говорят о значительном росте рынка Северо-Запада. Алексей Кузьмин, руководитель обособленного подразделения ООО «ФБ-Лизинг» в Санкт-Петербурге, говорит, что в 2011 году рост рынка составил 30-40% по отношению к 2010 году. «На мой взгляд, рынки лизинга легкового и грузового транспорта в течение года росли одинаково, может быть, рынок легкового транспорта рос немного быстрее», — говорит Алексей Кузьмин. По мнению директора дирекции лизинга автотранспорта ЗАО «Центр-Капитал» Дениса Черепова, по итогам 2011 года рынок автолизинга, скорее всего, вырастет на 50-60%. «Единственным препятствием для дальнейшего развития может стать значительное ухудшение экономической ситуации в стране и отказ от любых инвестиций со стороны предприятий», — полагает он. Директор филиала ООО «РЕСО-Лизинг» в Санкт-Петербурге Сергей Иванов констатирует, что по результатам работы за первое полугодие 2011 года объем новых сделок в компании составил 3,34 млрд рублей, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года более чем на 64%. «Планируется увеличение объема рынка в 1,5 раза к концу 2011 года, что позволит превзойти докризисный уровень по итогам года», — отмечает он.
Двойной рост
Двукратного роста ожидают в конце года в «Carcade Лизинг». Татьяна Калимбетова, заместитель директора департамента продаж по Северо-Западному региону компании говорит, что рынок автолизинга в Санкт-Петербурге будет развиваться до конца года с положительной динамикой. «Можно прогнозировать двукратное увеличение объема нового бизнеса по итогам 2011 года. Рост рынка связан, во-первых, с общим восстановлением экономики после кризиса, а во-вторых, с активизацией крупных лизинговых компаний с государственным участием», — говорит Татьяна Калимбетова. По итогам первого полугодия 2011 года четырьмя подразделениями (в этом году в Петербурге компания открыла два новых представительства) «Carcade Лизинг» было заключено 530 лизинговых сделок. Объем нового бизнеса компании составил 845,77 млн рублей, что на 123% больше показателя за аналогичный период прошлого года. На лизинг легковых автомобилей пришлось 78,68% объемов нового бизнеса компании, доля грузового транспорта — 12,83%. «Увеличение количества сделок связано, прежде всего, с ростом продаж на автомобильном рынке и расширением филиальной сети компании в Санкт-Петербурге. При этом темпы роста рынка лизинга к концу года могут увеличиться, так как наибольшая деловая активность и пик спроса на лизинговые услуги приходятся на четвертый квартал», — отмечает Татьяна Калимбетова.
Сравнивая результаты девяти месяцев текущего года и прошлого года, Ирина Кенюхова, менеджер по маркетингу и рекламе группы компаний «Балтийский лизинг», отмечает, что объем заключения новых сделок показывает рост в два раза. «Наша компания в этом году заключила договора лизинга с грузовым автотранспортом на сумму 625 млн рублей, а с легковым и легким коммерческим на 503 млн рублей», — говорит она.
Впрочем, Альберт Потапов, директор по продажам «Рено Тракс Финанс Сервис», отмечает, что компания одобрила значительное количество сделок, но поставок по ним пока нет. «Клиенты ведут себя аккуратно, так как на рынке наблюдается турбулентность как по процентным ставкам, так и по курсам рубль — евро. Поскольку в «Рено Тракс Восток» все цены зафиксированы в евро, каждый день цена тягача меняется, что настораживает клиентов. Клиенты, выжидая, что будет на рынке, откладывают дату поставки техники. Таким образом, на бумаге мы видим рост в 50%, но в реальности это не так», — рассказывает он. Вместе с тем он говорит, что лизинговый рынок растет из года в год. «Среднестатистический клиент также растет как по количественным, так и по качественным показателям. Клиенты понимают, что выгоднее расширять парк за счет финансирования, а собственные средства можно пустить на развитие компании. Рынок перевозок также растет, а значит, постоянно существует потребность в наращивании парка».
Премиальный интерес
Ирина Кенюхова считает, что в этом году рынок будет расти, даже несмотря на факторы, сдерживающие этот рост (превышение спроса над предложением). Снижение уровня риска делает сегмент коммерческого транспорта одним из приоритетных направлений развития бизнеса большинства лизинговых компаний. По мнению Ирины Кенюховой, это связано, во-первых, с тем, что с точки зрения лизинговых компаний именно сегмент легкового автотранспорта отличается наибольшей ликвидностью. Во-вторых, лизинг легковых автомобилей привлекателен для самих лизингополучателей — он позволяет приобрести автомобиль по более выгодной цене, воспользовавшись корпоративной скидкой, которая имеется у лизинговой компании; застраховать свой автомобиль по более низким тарифам; переложить обязанность по постановке транспортного средства на учет в ГИБДД, прохождению первичного технического осмотра, уплате транспортного налога и налога на имущество на лизинговую компанию, возмещая все связанные с этим расходы, осуществляя ежемесячные лизинговые платежи. «Все это и в дальнейшем будет способствовать росту сегмента лизинга легковых автомобилей, — говорит она. — Приобретение некоторых моделей премиум-класса может увеличиться в 4-5 раз. Так, анализируя итоги полугодия 2011 года, количество сделок на такие автомобили, как Infiniti, Lexus, увеличилось в несколько раз по сравнению даже с результатами конца 2010 года. Следует отметить, что в текущем году появился спрос на модели, которые были выведены в 2010 году, например, такие как Highlander». Лизинговые компании говорят о ситуации, когда спрос по некоторым моделям превышает предложение, выбор автотранспорта ограничен, что сказывается и на предпочтениях клиентов и на выборе лизинговой компании. Причиной этому служит недостаточный объем производства, говорит Ирина Кенюхова.
С ней согласен Алексей Кузьмин: «В настоящее время сложилась ситуация, что по многим маркам легкового транспорта клиенты вынуждены заказывать автомобили и ждать поставку в течение двух-трех месяцев минимум. Но особенно это видно по грузовому транспорту — сейчас у дилеров грузовых автомобилей, как правило, автомобилей в наличии нет и срок поставки не ранее января 2012 года».
Лизинговая зависимость
Татьяна Калимбетова считает, что во многом дальнейшее развитие ситуации на рынке лизинга будет зависеть от того, какая обстановка сложится в банковском секторе. Тем не менее состояние международной финансовой системы не должно отразиться на количестве лизинговых сделок до конца 2011 года, так как запасы автомобилей в автосалонах позволяют завершить год без дефицита, полагает она. Более того, можно предположить увеличение спроса на автотранспорт под влиянием роста стоимости бивалютной корзины. Предприниматели из-за опасения по поводу роста цен на автотранспорт проявят активность, стараясь приобрести автомобили по «старым» ценам. По ощущениям Алексея Кузьмина, на рынке есть некоторая нервозность, так как все находятся в ожидании нового кризиса, который может произойти в 2012 году. «Если новый кризис будет более мягким, чем кризис 2008 года, то возможен незначительный рост лизинга транспорта, либо некоторое снижение по сравнению с 2011 годом, ведь рынок сегодня еще не вышел на докризисный уровень 2008 года», — делится он. Альберт Потапов говорит, что в планах практически всех компаний на следующий год стоит двойное увеличение продаж. Но в настоящее время в планы вносятся коррективы, исходя из ситуации на рынке. «Как показатель текущих дел в российской экономике мы используем цену на нефть. Если она будет расти, то рубль будет более или менее стабилен. И тогда в следующем году ожидается двойное увеличение рынка. Если же цена на нефть упадет, а, следовательно, и рубль подешевеет относительно доллара и евро, то, скорее всего, мы увидим коррекцию рынка». По его словам, уже сейчас есть ряд лизинговых компаний, которые приостановили финансирование до нового года.
Технологическая конкуренция
По мнению Сергея Иванова из «РЕСО-Лизинга», в ближайшем времени эффект низкой базы 2009-го и начала 2010 года будет снижаться: «Отложенный спрос также оказывал заметное влияние на рынок. Поэтому со второй половины 2011-го и в 2012 году заметно снизятся темпы роста нового бизнеса у лизинговых компаний. Сложная ситуация на мировых финансовых рынках и возрастающий дефицит ликвидности у банков может привести к росту ставок по корпоративным заимствованиям для лизинговых компаний, что отразится на стоимости лизинговых договоров в сторону повышения».
По его мнению, на рынке лизинга усиливается конкуренция за счет увеличения количества лизинговых компаний в регионах и предлагаемых ими продуктов. Ирина Кенюхова главными тенденциями на рынке считает обострение конкуренции при одновременном расширении спроса на лизинг. «В условиях увеличения доли рынка у компаний с государственным участием остальным операторам остается конкурировать только технологиями, качеством обслуживания и скоростью принятия решений, — рассказывает Ирина Кенюхова. — Так, Carcade постоянно работает над внедрением новых продуктов, адаптированных под потребности клиента, и предлагает лизингополучателям вместе с договором лизинга целый комплекс дополнительных услуг. Наши финансовые консультанты сами приезжают в офис к клиентам, где при личной встрече подбирают лизинговое предложение, составляют удобный график платежей, консультируют по вопросам юридического сопровождения и бухгалтерского учета лизинговой сделки. Для заключения договора заемщикам достаточно предоставить минимальный пакет документов без нотариального заверения. При этом решение о финансировании принимается в течение рабочего дня, порядка 95 процентов заявок получают одобрение». На данный момент на рынке автолизинга Санкт-Петербурга отмечается повышение спроса на лизинговые предложения с более длительным сроком действия договора — лизингополучатели перестраховываются в условиях нестабильной ситуации в экономике.
Ирина БЫЧИНА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|