На Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске премьер-министр России Владимир Путин объявил о намерении субсидировать с 2012 года процентные ставки по банковским кредитам, которые будут выдаваться российским авиакомпаниям для приобретения региональных воздушных судов.
«В 2010 году мы уже ввели нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз самолетов с количеством посадочных мест менее 50. А со следующего года будем субсидировать процентные ставки по лизинговым платежам при заказе подобных машин. На эти цели в бюджете заложено 2 млрд рублей», – подчеркнул премьер. Это первый случай столь масштабной адресной помощи нашим авиакомпаниям. Но самое главное то, что российские авиаперевозчики смогут воспользоваться господдержкой для приобретения иностранных самолетов.
Еще в самом начале сентября после катастрофы под Ярославлем самолета Як-42Д, в которой погибла вся хоккейная команда «Локомотив», президент России Дмитрий Медведев предельно ясно дал понять, что безопасность пассажиров должна быть выше любых соображений о благополучии национальных производителей. «Конечно, мы должны поддерживать своих, но если они не способны раскрутиться, то надо покупать самолеты за границей», – говорил президент. Учитывая, что в России сейчас ни один завод не способен серийно производить региональные самолеты вместимостью до 50 пассажиров, принимаемые нашим правительством меры не только полностью оправданы, но и жизненно необходимы.
Основу парка российских авиакомпаний, выполняющих полеты на местных линиях, составляют устаревшие советские лайнеры Ан-24, Ан-26 и Як-40. В общей сложности их насчитывается около 170 штук. Средний возраст этих самолетов давно перевалил за 30 лет, а степень износа вплотную приближается к 95%. Через три года из всех этих лайнеров смогут подняться в воздух не более 50 машин. Но уже к 2015-2017 году ни один из эксплуатирующихся сейчас самолетов этой модели не сможет выполнить полет. Между тем общая потребность российских авиакомпаний в небольших региональных лайнерах только до 2015 года оценивается в 200 единиц.
До последнего времени наши чиновники пребывали в полной уверенности, что проблему обновления парка можно решить субсидированием лизинговых ставок только по тем кредитам, которые выдаются на приобретение отечественной авиатехники. Но в итоге оказалось, что, например, в нынешнем году в рамках действия соответствующей программы было использовано только около трети выделенных на эти цели бюджетных средств. Это означает только одно – отечественные самолеты наши авиакомпании покупать просто не хотят. И понятно почему. Например, самолеты Ан-140, которые пытается производить самарский «Авиакор» и которые теоретически могли бы заменить устаревшие Ан-24, слишком дороги. Так, цена Ан-140 составляет более 20 млн долларов. Но при покупке в лизинг при наиболее выгодной рыночной ставке он обойдется авиакомпании уже почти в 30 млн долларов. Для сравнения, стоимость его французского конкурента – ATR-42 составляет около 15 млн долларов, а с учетом лизинговых платежей – немногим более 23 млн долларов. В результате «Авиакор» за все время своего существования смог собрать и продать четыре Ан-140, тогда как самолетов типа ATR-42/ATR-72 было ввезено в Россию почти в десять раз больше. А после начала действия программы субсидирования покупки западных воздушных судов эта разница может увеличиться на порядок.
Алексей ХАЗБИЕВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|