Темпы восстановления регионального рынка лизинга его участникам внушают оптимизм. По оценкам экспертов, при нынешней динамике роста рынок достигнет докризисных показателей уже по итогам текущего года. Во многом это объясняется эффектом отложенного спроса, ведь за двухлетний период жесткой экономии основные фонды предприятий практически не обновлялись.
По наблюдениям экспертов, рынок лизинга восстанавливается быстрее, чем ожидалось. Проявляя дозированный оптимизм, аналитики прогнозировали возвращение на докризисный уровень не ранее 2012 года. Но уже по итогам 2010 года, как подсчитала Российская лизинговая ассоциация, объем нового бизнеса лизинговых компаний вырос в 2,3 раза — до 725 млрд руб., а совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1,108 трлн руб. Ситуация по Сибирскому федеральному округу (СФО) также обнадеживает участников местного рынка. По данным УК «Финам Менеджмент», по итогам первого полугодия 2011 года совокупный объем новых лизинговых сделок в регионе составил около 40 млрд руб. «С учетом предыдущего развития ситуации мы ожидаем, что рынок лизинговых услуг, а также показатели нашей компании смогут преодолеть докризисный рубеж уже по итогам текущего года», — надеется руководитель сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов.
Говоря о точках роста, директор сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Вадим Лузанов называет транспорт — прежде всего автомобильный, а также специальный и железнодорожный. Перечисляя крупнейшие сделки по компании в целом, он отмечает контракт на поставку железнодорожного состава группе компаний Rail Garant, сумма сделки по которому составила 6 млрд руб. В 2010 году сделок в этом сегменте у «Сбербанк Лизинга», по словам господина Лузанова, не было. «Динамично растет и сегмент горно-шахтного оборудования, недвижимости, энергетика и авиатехника», — добавляет финансист. Михаил Цыкунов считает, что динамика наблюдается в самых различных отраслях. «Если говорить об опыте нашей компании, то крупнейшие сделки пришлись на сельскохозяйственное и горнодобывающее оборудование», — уточняет он.
Но настоящим лидером рынка по итогам прошлого года стал, несомненно, лизинг автотранспорта — как легкового, так грузовиков. Он, по мнению Вадима Лузанова, стал одним из наиболее динамичных сегментов, после сделок с железнодорожным транспортом. «По итогам первого полугодия 2011 года наш портфель по ж/д вырос в пять раз, а второе место, как в прошлом, так и в текущем году, занимает лизинг легкового автотранспорта, в нашем портфеле он вырос вдвое», — объясняет господин Лузанов.
По прогнозам агентства «Автостат», при сохранении нынешних темпов роста, характерных для 2010 года (рост объемов продаж в лизинг составил 50% к уровню 2009 года), рынок грузовых автомобилей по итогам 2011 года достигнет докризисных объемов продаж. Падение было глубоким, указывают аналитики агентства: в 2008 году рынок сократился более чем вдвое (с 120 тыс. штук в 2008 году до 50 тыс. штук в 2009 году), но в 2010 году начал стремительно отыгрывать свое падение, и объемы продаж выросли до 75 тыс. штук.
Рост спроса почувствовали как российские производители, так и импортеры. Первые за январь — июнь 2011 года нарастили объем производства на 55% (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, данные РБК). Вторые за прошлый год увеличили объем импорта на 61%, до 33 тыс. штук (данные Росстата). И производители, и импортеры для стимуляции продаж надеются задействовать инструмент лизинга.
Потребители, по мнению самих участников рынка, готовы откликнуться на предложения лизингодателей. Так, весной 2011 года новосибирское МУП «Горводоканал» и группа компаний «КамАЗ-Лизинг» заключили договор, который, как говорится в сообщении «КамАЗ-Лизинга», предусматривает передачу восьми специализированных автомобилей на шасси КамАЗ с кранно-манипуляторной установкой на условиях финансовой аренды сроком на три года. Сумма сделки составила 25 млн руб.
Однако по сравнению с ситуацией двух-трехлетней давности настроения клиентов изменились, констатируют лизингодатели. По мнению Вадима Лузанова, до кризиса были чрезвычайно популярны лизинговые продукты, позволяющие получать финансирование максимально быстро, пусть даже при более высоких процентных ставках, поскольку компании стремились к экспансии, увеличению доли рынка. Сейчас, по его мнению, лизингополучатели стремятся выбрать наилучшее соотношение «цена — качество — окупаемость» для лизингового продукта. Господин Лузанов отметил, что лизингополучатели стали внимательнее относиться к содержанию заключаемых договоров. «Компании понимают, что декларируемое удорожание не всегда отражает реальную стоимость лизинга, причем с учетом комиссий», — делится наблюдениями Вадим Лузанов.
К росту сделок на рынке, по оценкам отраслевых экспертов, привело и оживление на строительном рынке. Так, по предварительным данным минстроя Новосибирской области, рост объемов ввода жилья на территории региона за восемь месяцев 2011 года составил 562 тыс. кв. м, что на 20,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. По Новосибирску за восемь месяцев было введено в строй 323,7 тыс. кв. м (против 312,2 тыс. кв. м в 2010 году). Прогнозный ввод жилья в регионе за 2011 год планируется на уровне 1,365 млн кв. м. «Конечно, сегмент строительных компаний восстановился не полностью, однако вполне естественно, что крупные компании, которые пережили кризис, возобновили свои заявки почти в 100%-ном объеме», — отмечает господин Цыкунов. По его данным, количество одобрений сейчас больше, это связано с тем, что на строительном рынке остались сильные компании, заинтересованные в финансовой аренде. По данным Вадима Лузанова, чаще всего поступают заявки на лизинг мобильных бетонных установок, асфальтосмесительных заводов, строительной техники. «За счет этого доля имущества, переданного в лизинг предприятиям строительной отрасли, в текущем году выросла в несколько раз», — подсчитал собеседник. Одной из крупнейших сделок на новосибирском рынке лизинга строительной техники стало приобретение нового оборудования стоимостью €235 тыс. для компании «Ваши окна», лизиногодателем выступило новосибирское представительство «ДельтаЛизинга».
Еще одним перспективным направлением, по мнению лизингодателей, является лизинг недвижимости. Господин Лузанов говорит об этом, основываясь на опыте развитых стран, где, по его данным, с помощью данного инструмента финансируется до 40% всех объектов.
В 2011 году, по словам Вадима Лузанова, его филиалом прорабатывалось несколько сопоставимых по сумме сделок лизинга недвижимости в Новосибирске и более мелких в Кемеровской области и Томске. «Однако ни одну из них пока не удалось реализовать», — посетовал собеседник. Проблема, по его словам, в особенностях нынешнего налогообложения, предусматривающего необходимость единовременной уплаты продавцом недвижимости НДС в бюджет при продаже объекта лизинговой компании. «При миллиардной сделке это сотни миллионов рублей, которые будут возмещаться из бюджета в течение многих лет, ведь наша компания предлагает лизинг недвижимости до 10 лет», — добавил финансист. При возвратном лизинге, по его словам, еще одним тормозящим фактором становится «опасение продавца недвижимости, особенно если конечный бенефициар — нерезидент, потерять объект, в который вложены значительные средства, ведь на длительный период лизингового договора его собственником де-юре становится отечественная лизинговая компания». Препятствием для совершения лизинговой сделки является и небольшой срок существования компании. «Среди наших потенциальных клиентов были компании, созданные под конкретный девелоперский проект, но они находились в начале эксплуатационного периода и поэтому не смогли сгенерировать достаточного денежного потока», — подчеркивает он.
В поисках драйверов роста лизинговые компании стремятся больше задействовать малый и средний бизнес (МСБ). Вадим Лузанов объясняет, что для МСБ в послекризисное время лизинг является более предпочтительным методом финансирования, нежели банковский кредит. «Выдавая кредиты, банк нередко требует либо залог в виде ликвидного имущества, которого у подавляющего большинства малых предприятий нет, либо поручительство, с которым у малого бизнеса не лучше, а при лизинге залогом служит сам предмет лизинга — оборудование или автомобиль. Кроме того, при лизинге есть возможность ускоренной амортизации, то есть можно сэкономить на налогах», — разъясняет финансист.
По его данным, в этом году со стороны компаний сектора МСБ повышенный спрос отмечался на такие позиции, как железнодорожные вагоны, дорожно-строительная и спецтехника (для добычи полезных ископаемых), а также энергетическое оборудование.
Яна ЯНУШКЕВИЧ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|