Лизингодатели готовы финансировать малый бизнес, но признают, что его информационная закрытость усложняет оценку надежности таких заемщиков.
Теоретически лизинг для малого и среднего бизнеса (МСБ) — наиболее доступный инструмент привлечения финансирования. В отличие от банков, лизингодатели реже предъявляют требования к залоговому обеспечению и, если предмет лизинга высоколиквиден, к оценке финансового состояния заемщика подходят менее строго. Но существует ряд факторов, сдерживающих развитие лизинга для «малышей».
Как целевая аудитория МСБ в большей степени должен быть интересен средним и небольшим лизинговым компаниям, так как обычно сумма сделки здесь невелика и им вполне по силам ее профинансировать, а маржинальность в этом сегменте вполне достаточна. Кроме того, самые выгодные клиенты уже поделены между крупными игроками, в том числе федерального масштаба, и расти региональным компаниям можно как раз за счет МСБ. Хотя эта категория заемщиков по ряду факторов привлекательна и для крупных лизингодателей, в частности тем, что дает возможность диверсифицировать портфель. «Небольшие суммы сделок и высоколиквидное имущество, приобретаемое малым бизнесом, позволяют лизинговым компаниям диверсифицировать риски: расторжение даже нескольких подобных договоров не приведет к столь негативным последствиям, как в случае с крупным контрактом, предметом которого было уникальное оборудование», — подтверждает генеральный директор «ПН-Лизинг» Роман Маланин.
Просто и ликвидно
Тем не менее работа с большим количеством мелких клиентов предполагает более высокие издержки, и, чтобы их минимизировать, логичнее всего работать со стандартизированным продуктом. «Большинство лизинговых компаний пытаются оптимизировать свои внутренние процедуры, чтобы поставить заключение подобных сделок на поток в целях снижения операционных издержек», — рассказывает специалист отдела лизинга автотранспорта ГК «Балтийский лизинг» Максим Уткельбаев.
Поэтому наибольшее число сделок с предприятиями МСБ происходит в сегменте легкового и грузового транспорта. До кризиса все лизингодатели применяли здесь скоринговые программы, сейчас ряд компаний от них отказались. Тем не менее финансирование этого вида имущества предполагает однородность сделок и высокую степень стандартизации: сопоставимый уровень цен, по которым техника продается и покупается, высокая степень ее ликвидности, плюс хорошее знание операторами рынка лизинговых услуг сегментов экономики, представители которых чаще всего испытывают потребность в подобной технике, и, как следствие, понимание слабых и сильных сторон их бизнеса. «Вместе эти факторы позволяют лизинговым компаниям с достаточно большой долей определенности классифицировать сделки по приобретению легкового и легкого коммерческого транспорта как сделки с приемлемым уровнем риска», — резюмирует Уткельбаев.
Тот факт, что ряд лизингодателей отказались от скоринга, с одной стороны, сдерживает развитие рынка, но с другой – положительно сказывается на качестве портфелей. «В настоящее время каждый потенциальный клиент тщательно оценивается всеми службами лизинговой компании. Один из важных критериев одобрения сделки – срок деятельности лизингополучателя. Если ранее заключить сделку в компании «ПН-Лизинг» могли и только что зарегистрировавшиеся предприятия, то сейчас срок их успешной деятельности должен быть не менее года», — говорит Роман Маланин.
Лизинговые компании должны менее строго подходить к оценке рисков по сделкам с МСБ, чем банки, в том числе в отношении обеспечения кредита. Ведь сама суть финансовой аренды заключается в том, что залогом выступает передаваемое в лизинг имущество. Но отсутствие залога для малого бизнеса — одна из основных проблем при привлечении заемных средств. Тем не менее даже в случае с лизингом эта проблема не всегда решается. Здесь градус интереса кредитора к наличию дополнительного обеспечения прямо пропорционален ликвидности приобретаемого имущества.
«Лизинговая компания двумя основными путями минимизирует свои риски: в случае с высоколиквидным оборудованием она может в меньшей степени обращать внимание на финансовые показатели заемщика, так как есть уверенность, что при расторжении договора она реализует имущество и вернет свои деньги. И наоборот, чем менее ликвиден предмет лизинга, тем важнее для нас второй фактор, – объясняет директор по маркетингу ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов. — Например, если мы финансируем покупку крупным устойчивым предприятием уникальной техники, то понимаем, что вряд ли сможем реализовать имущество по приемлемой для нас цене, однако делаем ставку на стабильность заемщика. В случае с малым бизнесом ситуация аналогичная: при высоколиквидном предмете лизинга (например, автомобиль) дополнительное обеспечение не требуется».
Оценить риски, основываясь на финансовых показателях работы малого предприятия, непросто. И прежде всего потому, что МСБ в России по вполне понятным причинам не готов к информационной финансовой открытости. «Риск работы с малым бизнесом связан в первую очередь с затруднительной оценкой платежеспособности таких предприятий, так как они часто не отражают в отчетности свое реальное финансовое состояние, занижая налогооблагаемую прибыль, — констатирует Маланин. — Кроме того, у небольших предприятий, в отличие от крупного бизнеса, нет пула заключенных договоров, на основе которого можно было бы оценить их перспективы».
Не стоит забывать, что лизингодатель страхует свои риски и путем увеличения авансового платежа, вот только у небольших фирм не всегда есть средства на то, чтобы внести 30-50% стоимости приобретаемого имущества. «При достаточно высоком авансовом платеже мы можем не предъявлять требования к дополнительному обеспечению, но если компания не готова в должной мере вкладывать средства и финансовое состояние предприятия не идеально, то залог необходим. Однако, в отличие от банков, лизингодатель требует обеспечения не в полном объеме кредита, а в размере суммы, при которой мы достигаем необходимой ликвидостоимости имущества, – замечает Колесов. — Финансирование лизинговая компания может начать предоставлять до того, как оформлены права на предмет лизинга».
Неуверенность мешает
Малые компании достаточно активно привлекают лизинговое финансирование. По оценкам Романа Маланина, количество договоров с представителями МСБ в российских лизинговых компаниях достигает 50%. Причем запросы бизнеса лежат в сфере не только транспорта и спецтехники, но и торгового, авторемонтного, ресторанного оборудования.
Лизинговая отрасль в последнее время и в целом отличалась большим оптимизмом, чем банковский сектор. В то время как банкиры отмечают замедление темпов роста кредитов МСБ, лизингодатели наращивают портфели. Хотя основной оптимизм все же обеспечивает лизинговая розница (легковые и грузовые авто), в банках подобные сделки осуществляются посредством потребительских кредитов и поэтому в статистике по портфелям МСБ не учитываются.
В свете последних экономических тенденций можно предположить, что во втором полугодии лизинговая отрасль снизит активность, в том числе в сегменте МСБ. Это может произойти даже не потому, что ухудшится положение дел у заемщиков, а из-за ужесточения финансирования лизинговых компаний самими банками. Хотя и предприниматели будут более взвешенно подходить к планам по привлечению средств, тем более что собственники малых и средних предприятий всегда более ответственно подходили к приобретению имущества и тщательно взвешивали свои возможности, так как от этого зависит жизнеспособность их бизнеса.
«В первом полугодии текущего года наблюдался спад спроса на лизинговое финансирование со стороны малого и среднего бизнеса. В настоящий момент мы наблюдаем его оживление. Основной стоп-фактор для развития рынка – неуверенность предпринимателей», — считает директор представительства «Сименс Финанс» в Санкт-Петербурге Дмитрий Ефремов. По его словам, риски при работе с данной категорией клиентов по-прежнему больше, чем при финансировании предприятий крупного бизнеса.
Смещение акцентов
При этом лизингодатели признают, что платежная дисциплина у таких заемщиков зачастую выше, чем у более крупных. «Представителям малого бизнеса бывает достаточно сложно доказать кредиторам свою платежеспособность по причине незначительных оборотов, непродолжительного срока работы на рынке, отсутствия существенного объема основных средств на балансе предприятия. В этом случае их основной и немаловажный довод при принятии лизинговой компанией положительного решения по финансированию – безупречная кредитная история», — комментирует Максим Уткельбаев. Поэтому подавляющее большинство предпринимателей стараются не нарушать платежную дисциплину.
Но стоит учитывать, что МСБ наиболее чувствителен к изменениям — законодательным, налоговым, экономическим. Показателен пример с увеличением отчислений во внебюджетные фонды, которое напрямую сказалось на платежеспособности малых компаний. В связи с этим важна поддержка данной категории бизнеса со стороны государства. В лизинговой отрасли есть программы, направленные на увеличение доступности этого инструмента для малых предпринимателей.
В Санкт-Петербурге Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли реализует программу поддержки малого бизнеса «Приобретение основных средств в лизинг». Согласно ее условиям, лизингополучателю компенсируется до 50% первого авансового платежа по договору лизинга (но не более 500 тыс. рублей). «Но объем средств, выделяемых бюджетом на эту программу, крайне мал. Так, на 2011 год выделено всего 20 млн рублей, что позволит компенсировать затраты примерно 40 лизингополучателям», — уточняет Роман Маланин. Существует и иной механизм, когда из бюджета субсидируется процентная ставка по лизинговым платежам. Эту схему многие лизингодатели признают более эффективной: то, что заемщик не вкладывает в проект собственные средства, существенно снижает его финансовую ответственность перед кредитором.
На федеральном уровне работает программа Российского банка развития, согласно которой лизинговые компании получают средства по сниженным ставкам, если эти суммы направляются на кредитование МСБ. По словам Евгения Колесова, на старте программа обладала рядом недостатков, так как не в полной мере учитывала специфику лизинговой деятельности, но теперь ограничения, которые выставляются для лизингодателей и получателей, вполне разумны с точки зрения рисков.
Тем не менее кредитные лимиты по данной программе весьма ограничены, что не позволяет говорить о ее существенном вкладе в развитие финансирования МСБ. «И одновременно некоторые лизинговые компании, работающие при госбанках, стали активно выходить в розницу и, пользуясь доступом к фондированию, теснить на рынке коммерческих игроков, — рассуждает Колесов. — В сегменте МСБ это тоже заметно. Этот тренд представляется не совсем логичным, так как, выдавая финансирование под низкие ставки, государство само недополучает прибыль, а в связи с еще не отлаженными технологиями риск-менеджмента многие подобные сделки с МСБ можно оценить в перспективе как недостаточно качественные».
Лизингодатели уже второй год подряд сетуют на чрезмерную активизацию гослизинга в ритейле, отмечая, что таким образом наносится вред всему рынку. И более оптимальным было бы сосредоточение государственных компаний на крупных, в том числе инфраструктурных, проектах с одновременным увеличением лимитов на кредитование госбанками коммерческих лизингодателей по сниженным ставкам с условием размещения этих средств в проектах МСБ. «Получая дешевое фондирование, лизингодатели и малый бизнес финансируют по меньшим ставкам, но оценка рисков опытными в ритейле игроками более качественная», — говорит Колесов.
Ольга ВЕЛИКАНОВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|