Рынок лизинга преодолел кризис, и его развитие все больше набирает обороты. Но есть факторы, вызывающие беспокойство: возможность отмены ускоренной амортизации, укрепление роли государственных компаний и лоббирование государством системы кредитования — главного конкурента лизинга.
Рынок лизинга развивается неравномерно. В одних регионах существуют реальные преференции для стабильного существования лизинговых компаний, игроки в других вынуждены бороться за выживание. Новосибирская область, выступающая инфраструктурным центром всей Сибири, стоит особняком. Что препятствует развитию рынка лизинга в регионе? С какими проблемами сталкиваются локальные рынки? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, который состоялся в конгресс-центре DoubleTree by Hilton в Новосибирске в конце сентября.
Одним из факторов, тормозящих новосибирский рынок лизинга, его основные игроки считают отсутствие субсидий и льгот для незарегистрированных в Новосибирской области компаний. В других регионах, замечают они, существуют программы поддержки бизнеса, к примеру, распространена практика, когда лизингополучатель имеет право предъявить уплаченный НДС к вычету по мере предоставления лизинговых услуг. «Так, наш клиент получает вычет в Томске, Москве, Владивостоке, а в Новосибирске — нет», — отмечает замдиректора компании «ДельтаЛизинг» по Западной Сибири Елена Дергач. Участники дебатов оценили этот факт как нерыночное преимущество для местного бизнеса.
С этим вопросом они обратились к министру промышленности Новосибирской области Сергею Сёмке, который пояснил, что налоговое реинвестирование получают все компании, зарегистрированные в сфере материального производства. Ограничения касаются лишь сферы услуг и торговли. «Все виды финансовой поддержки лизингополучателей в правительстве области ориентированы на пополнение налоговой базы, поэтому областью предусмотрено субсидирование лизинга в сфере материального производства, науки и научного обслуживания. Именно этот сегмент приносит больше добавленной стоимости, там существует наименьшая вероятность ухода от налогов и наибольшее налогообложение», — объяснил чиновник.
Сферу обслуживания и торговли, которая в большинстве случаев работает по «упрощенке», власть в качестве потенциальных клиентов, рассчитывающих на поддержку, не рассматривает. Такая система налогообложения считается льготной имманентно. Но если все-таки речь идет о подобных компаниях, то предусмотрено обязательное условие в схеме получения поддержки — лизингодатель должен быть новосибирский. У того же, кто занимается материальным производством, может быть договор с любой лизинговой компанией. Вероятно, если лизингодатели будут регистрировать дочерние компании в области, они смогут рассчитывать и на так называемые вычеты для своих клиентов из сферы торговли и услуг. Но это только теория. Как утверждают игроки рынка, на конкурс администрации Новосибирской области принимаются заявки только от производственных компаний. Тем не менее значительная часть клиентов лизингодателей — как раз представители сферы услуг и торговли, которые, следуя бюрократической логике, автоматически вылетают из касты льготополучателей. В целом диалог между властью и бизнесом показал, что реальных точек соприкосновения между ними практически нет. И для начала участникам рынка как минимум необходимо создавать лизинговое лобби, для того чтобы донести до администрации новосибирской области насущных проблем отрасли.
Проблемы же носят как всероссийский характер, так и имеют чисто региональную специфику. К примеру, все участники дискуссии отметили риски, связанные с работой в Кемеровской области. По общей оценке, там еще не закончились лихие 90-е. «Это очень интересный регион, сильный по экономическим показателям. Только дисконт надо сразу ставить 2, потому что добровольно вы там не изымете ничего. На Кузбассе изначально создают бизнес как группу компаний. Чтобы можно было перекидывать активы, создавать что-то новое. Так называемого рейдерства там больше», — замечает Елена Дергач. Компаниям приходится самим, имея на руках исполнительный лист, практически силой забирать технику. Исполнения же постановлений суда с помощью приставов добиться бывает очень сложно.
Проблемой российского масштаба остается усиливающаяся доля государственного присутствия на рынке. «Вряд ли можно выиграть в ценовой конкуренции против ставок Сбербанка», — признают участники дискуссии. Они уверены, что конкурировать с государственными компаниями, такими как Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) или «Сбербанк Лизинг», нет смысла, ведь государство усиленно поддерживает финансовые институты, собственником которых является. Местным в этих условиях нужно развивать сервисную составляющую и повышать качество.
В принципе как перспективное направление развития бизнеса все компании рассматривают оперативный лизинг, по которому в этом году тем не менее не зафиксировано ни одной сделки. И это не случайно. «Рынок в РФ не готов к тому, чтобы брать в лизинг технику вторично», — отмечает заместитель генерального директора Первой лизинговой компании Вера Гладышева. И связано это с тем, что российский лизинг отличается от европейского и американского. Если там это действительно аренда, то в России это финансовая аренда с обязательным переходом права собственности. «Схему повторной аренды не развивают ни производители техники, ни законодатели, а невозможность повторного лизинга сразу ставит крест на оперативном лизинге тогда, когда техника возвращается к лизингодателю», — говорит Елена Дергач. «По спецтехнике и грузовикам оперативного лизинга еще долго не будет. Сегодня оперативным лизингом пользуются исключительно крупные компании для приобретения легковых автомобилей. Они так привыкли и хотят этим пользоваться и в России, причем все сделки оформляются через московские офисы», — отмечает директор филиала компании «Европлан», специализирующейся на лизинге легковых автомобилей, Петр Геласимов.
Актуален и вопрос, что случится с рынком в случае отмены ускоренной амортизации. В кулуарах обсуждают — повлияет ли это на резкое сокращение инвестиций в обновлении производственных фондов и сократится ли рынок лизинга вдвое в случае, если данное решение будет принято. Однако, по мнению Елены Дергач, угроза данной меры сильно преувеличена: «Я не уверена, что отмена ускоренной амортизации сильно ударит по моему клиенту. Те, кто ей пользуется, а это крупный бизнес, получают в Сбербанке кредиты под 9%. А лизинг нужен в первую очередь тем, у кого нет залога. А у кого залога нет, им ускоренная амортизация не нужна. Или как минимум это не самое главное».
Чтобы предотвратить риски, связанные с отменой ускоренной амортизации, участникам следует по крайней мере предоставить государству альтернативу, где можно взять деньги. Пока участники дискуссии были готовы только острить на тему «перевода стрелок», то есть получения средств государством в других отраслях. Но если говорить серьезно о потенциале отрасли и ее капитализации, то развитию лизинга в регионе может сопутствовать стабильная макроэкономическая ситуация и крупные проекты. Ведь лизинг обслуживает долгосрочные договоры, в том числе и с очень дорогостоящей техникой и оборудованием. Для чего использует так называемые «пятилетние» деньги. Делая прогноз относительно перспектив развития рынка лизинга в СФО, участники круглого стола единогласно сошлись во мнении, что сегодня Новосибирская область, несмотря на центрообразующий статус в округе, не является площадкой для крупных инфраструктурных проектов. Поэтому ставку здесь делают на более скромные по масштабу сферы бизнеса: медицину, биотехнологии, стройсектор.
При этом лизинговые компании, выстраивая бизнес-планы на ближайшее будущее, не рассчитывают на крупный бизнес. «Сегодня весь крупный бизнес ушел в кредиты. Учитывая актуальные процентные ставки, вряд ли стоит ожидать быстрого взаимодействия», — говорит Елена Дергач. Поэтому лизингодатели настроены на активные отношения с малым и средним бизнесом, для которых лизинг в реальной рыночной ситуации становится, по сути, единственной формой получения финансирования.
Ульяна ОЛЬХОВСКАЯ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|