С начала года производство автобусов в России упало на 6%. Производители жалуются на введение стандарта Евро-3, сокращение федерального финансирования автобусных парков и даже выборы президента, заморозившие на время деловую активность. Кроме того, общие продажи падают из-за того, что перевозчики все чаще переходят с малых автобусов на средние и большие. Как считают участники рынка, продажи должны оживиться во второй половине года, но по итогам 2008 года роста почти не будет.
По данным Росстата, производство в России автобусов за первые четыре месяца этого года сократилось на 6,1%, до 23,9 тыс. Эта тенденция наблюдалась еще в прошлом году: по итогам 2007 года производство автобусов снизилось на 0,8%, до 87,9 тыс. Как считают в Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ), падение продаж в первую очередь связано с переходом на Евро-3 с 1 января этого года. Покупатели постарались закупить технику еще в прошлом году, чтобы сократить расходы.
К введению Евро-3 не успели подготовиться и производители китайских автобусов, занимавшие в 2007 году 32,5% (3,3 тыс. шт.) в общем объеме импорта автобусов, а по итогам первого квартала — только 7% (120 шт.). Кроме того, по словам управляющего продажами Higer и CAMC дилера «Русбизнесавто» Андрея Панферова, сократился завоз новой техники под видом бывшей в употреблении (это позволяет упростить сертификацию).
По словам г-на Панферова, спад продаж не коснулся розничных продаж частным компаниям, а отразился только на закупках муниципальных парков. «Администрации городов ждут возможных перемен со стороны федерального центра и пока не решаются вкладывать средства в такие затратные проекты, как обновление автопарка», — объясняет он.
По мнению директора департамента массовых коммуникаций дивизиона «Автобусы» группы ГАЗ Эллы Ворониной, одной из основных причин является сокращение объемов целевого федерального финансирования, тогда как средств региональных бюджетов недостаточно. Кроме того, как сообщили в дивизионе, одна из действующих федеральных программ — «Школьный автобус», в рамках которой выделяются средства на закупку автобусов, заканчивается в этом году и пока что для нее нет замены. По словам Эллы Ворониной, на снижение абсолютных цифр повлияло изменение структуры спроса: частные перевозчики начали переходить с малых автобусов на средние.
По мнению директора по развитию и продажам автобусов MAN в России Владимира Коробейникова, именно преобладание муниципальных парков, школ и других социальных структур среди покупателей автобусов и обуславливает скромную величину роста в этом сегменте. По его словам, Минтранс РФ заинтересован изменить ситуацию на рынке коммерческого транспорта и помочь в обновлении парка, поэтому уже принята специальная лизинговая программа для грузовых автомобилей, которая позволит международным перевозчикам на более выгодных условиях закупать зарубежную технику. Такая же программа должна появиться и для автобусных перевозок, говорит он. Правда, вчера в Минтрансе сообщили, что обновление парков входит в задачи региональных властей.
Помочь муниципалам обновлять парки должна специальная государственная лизинговая компания, считает заместитель председателя правления группы ГАЗ Елена Матвеева. По ее словам, зачастую паркам требуется даже не столько дополнительные бюджетные средства, сколько механизмы финансирования.
Создание подобных программ обсуждалось и на прошлой неделе в ОЭЗ «Алабуга» на заседании грандов автопрома с участием премьера Владимира Путина. По итогам заседания Путин заявил, что необходимо обеспечивать выпуск школьных автобусов, медицинского и общественного автотранспорта и уделять внимание вопросам поддержки рынка сбыта грузовиков и автобусов российского производства, включая развитие лизинга.
По прогнозу НАПИ, спрос на автобусы оживится со второй половины года. Но восстановление объема рынка на уровне 2007 года и дальнейший рост ожидается только к 2009 году.
Юлия КАРУЛИНА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|