На рынке лизинга производственного оборудования назревает парадоксальная ситуация. Популярность лизинга как механизма обновления промышленных активов может серьезно пострадать из-за... правительственной программы модернизации. Государству не хватает денег на масштабные проекты, и в поисках дополнительных источников оно обсуждает возможность сокращения налоговых льгот для лизингополучателей.
Уверенный рост
«Если не произойдет новый виток экономического кризиса, объем рынка лизинговых услуг в 2011 году может достигнуть докризисного уровня 2008-го», — делает прогноз начальник отдела лизинга оборудования ГК «Балтийский лизинг» Ксения Щекотова. Так, ее компания в первом квартале нынешнего года в секторе производственного оборудования и специальной техники нарастила обороты на 77% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Финансовый директор компании «Центр-Капитал» Елена Адамова отмечает, что рост в сегменте аренды промоборудования вырос в среднем втрое в 2010 году по сравнению с 2009-м, что обусловлено, конечно, в том числе и эффектом низкой базы.
Такой рост примечателен тем, что средства производства далеко не самый привлекательный из активов, с которыми приходится работать лизингодателям, с точки зрения соотношения затраченных усилий и отдачи. «Зачастую производственное оборудование считается неликвидом, что влечет за собой особый подход к оценке рисков при реализации проектов с его участием», — говорит начальник управления «ВИП Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Елена Панкратова. Важный аспект в управлении этими рисками заключается в оценке кредитоспособности не только клиента, но и поставщика, комментирует директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. Дело в том, что оборудование часто делается под заказ, сроки его изготовления могут составлять до шести месяцев, а иногда и больше. «При этом производители требуют от покупателя внести аванс в размере 30-50% от стоимости имущества. Таким бразом, лизингодателю необходимо оценивать кредитный риск не только лизингополучателя, но и поставщика»,— говорит эксперт. Кроме того, часто проблема заключается в том, что клиент не может сразу внести аванс поставщику в размере, например, 50%, а также не в состоянии погашать платежи до ввода оборудования в эксплуатацию. В такой ситуации лишь немногие лизингодатели идут навстречу клиенту и помогают решать эти проблемы.
В «Балтийском лизинге» обращают внимание на другой аспект указанной проблемы: у продавцов оборудования, в отличие от их коллег, осуществляющих продажу автотранспорта, менее активная коммерческая позиция: они считают, что им нет необходимости сотрудничать с лизинговыми компаниями для увеличения объема своих продаж. Правда, справедливости ради стоит отметить, что, по наблюдениям Панкратовой из компании «РЕСО-Лизинг», поставщики в последнее время как раз все больше начинают интересоваться перспективами взаимодействия с лизинговыми компаниями. «Сейчас появляется большое количество спецпрограмм лизинговых компаний, созданных в тандеме с поставщиками и производителями оборудования, что, безусловно, является двигателем в увеличении объема рынка», — говорит представитель «РЕСО-Лизинга». Однако, по словам Щекотовой, оживление в отрасли хоть и присутствует, но радоваться по этому поводу пока приходится в основном клиентам — между самими лизинговыми компаниями усиливается конкуренция.
Спрос со стороны лизингополучателей увеличивается медленнее, чем заинтересованность и возможности лизинговых компаний профинансировать сделки. По этой причине можно наблюдать снижение процентных ставок, а также предложение более выгодных условий сделки в виде уменьшения аванса, увеличения срока лизинга и прочих приятных для клиента вещей.
У каждого свои козыри
В разрезе отраслей народного хозяйства состояние лизинга производственного оборудования выглядит крайне неоднородно. По подсчетам ГТЛК, за время кризиса сильно сократился сегмент телекоммуникационного оборудования, который сегодня к докризисным показателям пока не вернулся. Объясняется это тем, что в нем работает лишь несколько крупных игроков, которые в силу понятных причин свои инвестиции в развитие сократили. Кроме того, несбывшейся надеждой 2010 года оказался лизинг оборудования для предприятий, производящих электроэнергию, газ, воду и оказывающих услуги ЖКХ. Как указывает Добровольский, ссылаясь на данные «Эксперт РА», на конец 2009 года 54% руководителей лизинговых компаний прогнозировали значительный рост спроса со стороны предприятий ЖКХ в 2010 году. Очевидно, причиной такого оптимизма послужило повышение тарифов на услуги ЖКХ в два раза с начала 2009 года, что могло способствовать обновлению основных фондов предприятий отрасли. Однако пока увеличение тарифов к росту спроса на лизинг не привело. Остается добавить, что в условиях предвыборного периода в стране тарифы на услуги ЖКХ имеют отличные шансы подвергнуться серьезной «дискриминации» со стороны властей.
С другой стороны, есть и отрасли-передовики. В «Балтийском лизинге», например, отмечают хороший спрос со стороны строительных компаний, которые во время кризиса пострадали, может быть, в наибольшей степени. «Сейчас особенно хорошо чувствуется рост спроса на оборудование для нулевого цикла (бурильные, сваебойные установки, погрузчики, экскаваторы и так далее), работы по которому во время кризиса вообще не осуществлялись», — говорит Ксения Щепоткина.
В «Центр-Капитал» к интересным сегментам относят энергетическое, химическое, машиностроительное, нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, а также ЖКХ. Предприятия из этих отраслей обладают большой потребностью в обновлении основных фондов и имеют ресурс для осуществления модернизации. У «РЕСО-Лизинга» свои фавориты, в их число входят пищевая отрасль, фармацевтика, розничная торговля. Правда, как отмечается, они еще не достигли таких показателей, как в энергетике, нефтегазе, а также горнодобывающей, металлургической и химической отраслях промышленности. В ГТЛК ставят на пищевую отрасль: «Она меньше всего оказалась затронута кризисом, и инвестиционные процессы в ней остались наиболее стабильными», — комментирует Добровольский.
Однако эта ситуация, интересная с точки зрения и бизнеса лизинговых компаний, и потребностей экономики, может не найти развития. Правительство России обсуждает возможность отмены механизма ускоренной амортизации с целью оптимизации налогообложения, в настоящее время этот механизм — одно из основных преимуществ лизинга перед другими формами финансирования. Эксперты прогнозируют, что подобный шаг, вне всякого сомнения, приведет к резкому снижению спроса на лизинговые услуги. «При отмене ускоренной амортизации лизинг будет актуален только для малого и среднего бизнеса и совершенно не интересен крупным промышленным предприятиям, что может крайне отрицательно сказаться на возможности успешной модернизации производственных фондов российских предприятий», — уверена Адамова из компании «Центр-Капитал».
Алексей СТРИГИН
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|