На рынке лизинга отмечается новая тенденция: за последний год все чаще лизингополучатели стремятся выкупить объект финансовой аренды досрочно. Как говорят эксперты, такие клиенты руководствуются желанием оптимизировать расходы и наличие свободных денежных средств, появившихся после кризиса. Однако такое желание — сократить срок лизингового контракта досрочно — компании, предоставляющие подобные услуги, встречают весьма прохладно. На лояльность могут рассчитывать только наиболее важные для лизингодателя партнеры.
Взгляд со стороны
По словам ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Романа Романовского, возможность досрочного закрытия сделки определяется условиями договора. «Как правило, лизинговый договор предполагает возможность досрочного закрытия сделки, то есть выкупа имущества, при условии уплаты всех лизинговых платежей»,— говорит он. Напомним, что, согласно п. 1 ст. 28 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», лизинговыми платежами считается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора. При этом в сумму платежей по договору лизинга входят: возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю; возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг; доход лизингодателя.
Специалист подчеркивает, что случаи пересчета лизинговых платежей в сторону уменьшения встречаются гораздо реже и обычно только для наиболее «дружественных», то есть важных, клиентов. «Лизинговые компании относительно редко практикуют такой пересчет, поскольку у них при этом должен быть такой же договор с банком по досрочному погашению кредита»,— говорит Романовский.
В случаях наиболее благоприятного развития событий для клиента — пересчета платежей — он получает некоторую финансовую выгоду от досрочного закрытия, признает эксперт.
Риски
С юридической точки зрения размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон, но только в случае, если иное не предусмотрено договором лизинга, говорит Марина Краснобаева, представитель юридической компании «Юков, Хренов и партнеры». По ее словам, действующее законодательство не содержит прямых запретов на включение в договор лизинга условий о досрочном внесении лизинговых платежей. «Общие нормы Гражданского кодекса об аренде, а также статья 28 Закона о лизинге прямо предусматривают, что размер и сроки внесения арендной платы (лизинговых платежей) определяются соглашением сторон», — подчеркивает Краснобаева.
Однако юрист предупреждает: договор лизинга, исполненный лизингополучателем досрочно (в частности, в срок, составляющий менее года с момента совершения), станет предметом пристального внимания налоговых органов при проведении очередной налоговой проверки. «Нередко заключение договора лизинга с правом досрочного внесения лизинговых платежей прикрывает собой куплю-продажу имущества с рассрочкой платежа или аренду с правом выкупа», — признает эксперт.
Со своей стороны банки готовы подойти к вопросу досрочного погашения лизинговых платежей индивидуально. Как заявил генеральный директор компании «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев, это подразделение работает с крупными и средними клиентами, реализуя индивидуальный подход по каждой сделке с учетом финансового состояния потенциального лизингополучателя и ликвидности предмета лизинга. Преимущественно заключаются договоры на срок от пяти лет со следующими предметами лизинга — железнодорожный транспорт, авиатехника, спецтехника, оборудование и прочее. «Положениями лизинговой сделки предусматривается возможность досрочного выкупа предмета лизинга. Условия такого выкупа, как одно из существенных условий договора лизинга, определяются решением коллегиального органа на этапе принятия решения о заключении сделки»,— говорит Коноплев. По его словам, если право досрочного выкупа изначально в договоре лизинга не предусмотрено, но при этом лизингополучатель обращается к лизингодателю с подобным запросом, стороны согласовывают условия прекращения лизинговой сделки в индивидуальном порядке.
Слово компаниям
В компании «РЕСО-Лизинг», предлагающей клиентам все виды коммерческого транспорта, стандартные условия финансовой аренды составляют: аванс — 20%, срок — два-три года, а удорожание — от 7%. «Конечно, в нашем договоре лизинга заложена возможность досрочного выкупа имущества — при нем лизингополучатель выплачивает небольшую компенсацию при переоформлении документов, но не выплачивает будущие проценты»,— говорит директор департамента развития «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин. Однако он признает, что компания не заинтересована в подобном краткосрочном сотрудничестве. «Лизинговая компания является своеобразной кредитной организацией, которая зарабатывает на рассрочке, то есть нас в первую очередь интересует полное исполнение договора, как по сумме платежей, так и по сроку, — подчеркивает Калинин. — Досрочный выкуп нам не очень интересен, и мы его никоим образом не стимулируем».
С коллегами согласны и в Carcade. «Договор лизинга долгосрочный. И заключая его, лизингодатель инвестирует определенные средства и планирует получить определенную прибыль. Поэтому долгосрочное расторжение договора не выгодно любой лизинговой компании»,— говорят в Carcade. Однако своим клиентам лизингодатель предоставляет свободу выбора: как заверили в Carcade, лизингополучатель имеет право расторгнуть договор финансовой аренды по истечении года — это условие прописано в документе. Однако если раньше при расторжении договора предусматривалась комиссия в размере 3 тыс. руб., то теперь, уверяют в компании, ее нет.
Желая удержать клиентов, в Carcade пересмотрели условия лизинговой сделки. Первоначальный платеж был снижен, срок договора, наоборот, повышен, а выбор коммерческого автотранспорта увеличился до 50 автомобилей. Как заявили в компании, исходя из того, что наиболее ликвидным и самым востребованным является легкий коммерческий транспорт, для него разработаны самые лояльные условия финансирования. Так, удорожание составит от 0%, первый платеж — 9%, выкупной платеж — от 1% до 10%, срок договора теперь может составлять от 12 до 48 месяцев. По грузовым автомобилям и спецтехнике первый платеж выше — от 25%, сроки выплат — от 12 до 36 месяцев, но график платежей в обоих случаях одинаковый или убывающий.
В ГК «Балтийский лизинг» клиентам также предоставляется возможность досрочно выкупить предмет лизинга на протяжении всего срока действия договора. «Выкупная стоимость при досрочном исполнении лизингополучателем своих обязательств по договору состоит из остатка основного долга на дату досрочного выкупа, — говорит специалист отдела лизинга автотранспорта компании Максим Уткельбаев. — Выражаясь терминами, используемыми в сфере банковского кредитования, лизингополучателю необходимо погасить тело кредита».
По словам Уткельбаева, в договорах лизинга с «Балтийским лизингом» при добровольном досрочном выкупе выкупная стоимость предмета лизинга не включает лизинговый процент за пользование денежными средствами за оставшийся срок лизинга. В то же время представитель компании подчеркивает, что подобная щедрость не характерна для рынка. «Среди операторов рынка лизинговых услуг нередки случаи, когда договор обязывает лизингополучателя уплатить всю причитающуюся лизингодателю сумму лизинговых платежей, включая лизинговый процент, а также дополнительные расходы лизинговой компании»,— подчеркивает Уткельбаев.
В Государственной Транспортной Лизинговой Компании (ГТЛК) клиенту, решившемуся на досрочное погашение лизинговых платежей, обещают также льготные условия. Стандартные условия в ГТЛК, предлагающей клиентам в лизинг все виды коммерческого транспорта, представляют собой 15% аванс, среднегодовую ставку удорожания от 4% и срок договора от трех до пяти лет. «Если в силу каких-либо причин клиент изъявляет желание досрочно прекратить договор лизинга и выкупить имущество, мы предоставляем ему такое право»,— говорит директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский. По его словам, расчет выкупной цены в каждом случае индивидуален, но общие требования заключаются в покрытие выкупной цены, затрат компании на приобретение предмета лизинга за вычетом уже покрытых затрат, а также квартального налога на имущество и маржу компании за несколько месяцев. «На сегодняшний день это одни из самых льготных условий на рынке», — считает Добровольский.
Производители
В отличие от компаний-посредников, автопроизводители имеют возможность предложить своим клиентам более гибкие условия предоставления выбранного транспортного средства в лизинг, однако досрочное погашение последнего зачастую не сопровождается специальными условиями. По словам экспертов, основная масса крупных автопроизводителей имеет собственные лизинговые компании, которые призваны стимулировать спрос на производимую технику. «Это возможно по нескольким причинам: во-первых, »дочки« крупных иностранных концернов имеют доступ к дешевым западным деньгам, а во-вторых, существует необходимость постоянного стимулирования сбыта материнской компании, а не максимизация собственной прибыли»,— говорит Владимир Добровольский. Однако при досрочном погашении договора компания вряд ли получит дополнительную прибыль, поэтому этот аспект сотрудничества не всегда выделен в отдельную составляющую.
Так, компания «Фольксваген Груп Финанц» (ФГФ) предоставляет клиентам возможность профинансировать весь модельный ряд Volkswagen в лизинг, в том числе и коммерческие автомобили. «Более того, в рамках совместной программы »CarePort Финансирование« (для коммерческих автомобилей) клиентам предоставляется скидка на автомобиль, что делает его приобретение еще более выгодным»,— обещают в компании. Аванс у ФГФ равен 0%, срок финансовой аренды достигает 48 месяцев. Кроме того, предполагается гибкая система осадочных стоимостей, а для крупных международных клиентов — возможность финансирования в евро.
«При желании клиент может закрыть договор лизинга досрочно, для этого необходимо лишь известить ФГФ о своем намерении заблаговременно, — говорят в компании. — В случае закрытия договора лизинга ранее первой половины срока клиент выплачивает все платежи по договору. Если это происходит во второй половине срока договора (но не ранее 12-го месяца), сумма договора лизинга пересчитывается и никакие дополнительные проценты за это не взимаются». Однако в компании подчеркивают, что количество клиентов, решившихся на досрочное закрытие договора лизинга, не представляет опасности для прибыли компании: по данным ФГФ, их всего 2% от общего количества. «Каких-то особых условий для данного типа клиентов нет, просто положительная финансовая история в нашей компании, к которой обращаются наши специалисты, при повторном обращении клиента за автомобилями», — говорят в ФГФ.
Участники рынка отмечают увеличившееся за последний год число лизингополучателей, желающих досрочно выкупить находящуюся в лизинге технику. «Потребность в досрочном выкупе предмета лизинга продиктована прежде всего наличием у лизингополучателя временно свободных денежных средств и желанием оптимизировать расходы, связанные с исполнением обязательств по договору лизинга»,— говорит Максим Уткельбаев из «Балтийского лизинга».
Однако за свое право выкупить эксплуатируемое транспортное или техническое средство придется побороться. Несмотря на то что возможность погашения лизинговых платежей до окончания действия контракта может быть в самом контракте, включение в договор лизинга условия о праве лизингополучателя на досрочное исполнение обязательств по внесению лизинговых платежей на практике встречается нечасто, говорит Марина Краснобаева. «Данные условия включаются в договоры лизинга, заключенные на длительный срок, и практически не распространены при заключении краткосрочных договоров по следующим основаниям»,— говорит эксперт. По ее словам, договоры лизинга транспортных средств и оборудования заключаются компаниями, которые не имеют достаточных оборотных средств для приобретения имущества в собственность. В связи с этим досрочное погашение краткосрочного договора лизинга лизингополучателем фактически нивелирует его интерес в использовании института лизинга.
Мария КАРНАУХ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|