Лизинг техники для дорожного и коммунального хозяйства — сегмент специфический. Эта техника необходима коммунальным, дорожно-эксплуатационным и дорожно-строительным предприятиям, то есть предприятиям малого бизнеса с неустойчивым финансовым положением и большой зависимостью от государственных и муниципальных контрактов и госдотаций. Коммерческие компании предпочитают не иметь таких клиентов. Поэтому доля лизинга, несмотря на его востребованность, в этом сегменте очень низкая.
Постоянное недофинансирование привело к значительному износу техники для дорожного и коммунального хозяйства: он составляет от 50 до 65%. Основные виды техники для дорожного и коммунального хозяйства: комбинированные дорожные машины, самосвалы и автотягачи, автогрейдеры, погрузчики, катки, машины для устранения ямочности, бульдозеры и другие.
Стоит отметить специфику российского коммунального хозяйства. Во-первых, обслуживаемые объекты часто расположены на значительном расстоянии друг от друга: плотность населения в европейской части России — 26,6 чел./кв. км, а в целом по России — 8,7 чел./кв. км. Для сравнения: плотность населения в развитых странах Европы и Азии — более 100 чел./кв. км. В условиях нашей страны невозможно оперативно перебросить технику в экстренной ситуации, хотя необходимость оперативного, а в ряде случаев и аварийного выполнения работ возникает часто. Выполнить такие работы возможно, лишь располагая большим количеством техники, нежели необходимо для регулярного использования. Особые требования к параметрам и возможностям техники предъявляют и климатические условия нашей страны. Мы сейчас наблюдаем разрыв между реальными объемами поставок коммунальной техники — 7-7,5 тыс. единиц в год — и необходимыми объемами поставок, которые оцениваются примерно в 13-14 тыс. единиц в год.
Если говорить о дорожно-эксплуатационных предприятиях, то стоит отметить хотя бы те цифры, которые отразил Росавтодор в «Плане технического перевооружения парка дорожно-эксплуатационной техники подрядных организаций, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них на 2010-2012 годы»: для повышения качества и эффективности работы дорожных организаций в 2011 году необходимо приобрести 1221 единицу новой техники, а в 2012 году — не менее 998 единиц.
Ненадежный поручитель
«Дорожное и коммунальное хозяйство — очень сложные и специфические отрасли для лизинга. В первую очередь необходимо выделить основные виды предприятий отрасли: коммунальные, дорожно-эксплуатационные и дорожно-строительные,— рассказывает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной Транспортной Лизинговой Компании (ГТЛК). — В своем большинстве дорожно-эксплуатационные и коммунальные предприятия — это предприятия малого, иногда среднего бизнеса с неустойчивым финансовым положением и высокой зависимостью от государственных и муниципальных контрактов и государственных дотаций. Помимо этого значительная их часть — предприятия с государственным участием. Эти факторы являются критичными для коммерческих лизинговых компаний, которые предпочитают минимизировать собственные риски и отказываются от работы с такого рода клиентами. Для частных компаний основным приоритетом является получение быстрой прибыли с наименьшими рисками. Именно поэтому доля лизинга, несмотря на его востребованность, в этом сегменте очень низкая».
Фактически единственным игроком лизингового рынка для этого вида предприятий сейчас является ГТЛК. В структуре лизингового портфеля компании по итогам 2010 года малый и средний бизнес составил более 80%. Конкурентами госкомпании на рынке выступает достаточное количество лизинговых компаний, но они в основном борются за контракты с крупными, финансово устойчивыми строительными и эксплуатационными дорожными предприятиями. Сегмент малого и среднего бизнеса для них не интересен.
Уставный капитал ГТЛК на данный момент составляет 10 млрд рублей, она была создана прежде всего для того, чтобы стать лизинговой компанией для транспортной отрасли и, в частности, в кризисный период способствовать развитию и обновлению ряда сегментов транспортной отрасли путем продвижения льготных лизинговых программ, в первую очередь для предприятий дорожного хозяйства, а также поддержанию объемов производства отечественных производителей техники.
«В рамках специальных программ с использованием государственных средств ГТЛК осуществляет поставки техники в лизинг на условиях, значительно более привлекательных, чем у других игроков рынка. Мы сохраняем пониженные требования к авансовому платежу, размер которого начинается от 10%, низкую ставку среднегодового удорожания — от 4%, срок лизинга до пяти лет, предлагаем два варианта графиков лизинговых платежей: регрессивный, когда размер ежемесячных платежей уменьшается в течение срока лизинга, и аннуитетный, когда размер ежемесячных платежей одинаковый в течение всего срока,— рассказывает Владимир Добровольский,— Помимо этого, учитывая специфику деятельности лизингополучателей, значительную часть которых составляют дорожные и транспортные предприятия, мы готовы рассматривать сезонные корректировки лизинговых платежей. Так, предприятия, обслуживающие дороги, получают основную часть выручки в зимний период. А, например, предприятия, осуществляющие междугородные пассажирские перевозки, получают основную часть доходов, наоборот, в летний период».
В ситуации, когда государственный лизинг в лице определенной лизинговой компании направлен на решение конкретных государственных задач, вопрос рисков не так значим, хотя и здесь он является одним из основных. Это объясняется тем, что государственная компания (в частности, ГТЛК) может оценить размер денежных поступлений предприятия, насколько реален и действителен контракт на эксплуатацию или обслуживание дорог, коммунального хозяйства. Даже если финансовое положение предприятия в момент заключения договора лизинга может быть не самым устойчивым, наличие контрактов на выполнение подрядных работ делает его потенциальным лизингополучателем госкомпании. Приоритет государственного лизинга (в частности, ГТЛК) — это помощь в реализации государственных программ.
Надо сказать, что ситуация в дорожно-строительном сегменте несколько иная, чем в остальных сегментах рынка лизинга. Здесь есть крупные подрядчики, которые выполняют многолетние контракты. Именно с такими предприятиями предпочитают работать коммерческие лизинговые компании.
Общее у дорожно-строительных, дорожно-эксплуатационных и коммунальных предприятий — срок государственного контракта. Как правило, он составляет один год, в то время как техника предоставляется в лизинг на три-пять лет. Это становится существенным препятствием для предприятий при рассмотрении вопроса о приобретении техники в лизинг у коммерческих компаний, так как дополнительных гарантий платежеспособности предприятия по истечении контракта они предоставить не могут. Сейчас постепенно вводится практика увеличения срока контрактов на выполнение работ, но она еще не настолько широко распространена, чтобы существенно повлиять на ситуацию в сегменте. Таким образом, еще достаточно продолжительное время основными игроками на рынке лизинга для предприятий дорожного и коммунального хозяйства будут оставаться государственные лизинговые компании, которые призваны работать именно по этим направлениям.
«Если обратиться к рейтингам лизинговых компаний, то можно увидеть, что многие из них демонстрируют большую долю дорожно-строительной техники в структуре своего лизингового портфеля,— рассказывает Владимир Добровольский.— Здесь необходимо понимать, что в первую очередь рассматривается лизинг по видам оборудования, а не по отраслям и дорожно-строительная техника может включать в себя различные виды техники и оборудования, предназначенные для разных отраслей экономики. На само дорожное и коммунальное хозяйство приходится незначительный объем заявляемых поставок».
Ольга МЕЛЬНИКОВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|