Итоги прошедшего года оптимистичны: российский рынок лизинга растет, услуги дешевеют, наметились позитивные тенденции и в развитии регионального рынка.
Российский рынок лизинга, стремительно набиравший обороты в последние годы, споткнулся о кризис. В 2009 году резко обмелел поток заемного финансирования, поменялись условия работы с банками, стали недоступными такие инструменты привлечения средств, как CLN и облигации. Добавили проблем и лизингополучатели, многие из которых оказались не в состоянии выполнять свои обязательства по лизинговым платежам. Вместо ожидаемых темпов роста выручки лизингодатели были вынуждены ломать голову над тем, как не влезть в убытки из-за стремительно падающего рынка и удержать бизнес на плаву. Значительные средства и время были потрачены на работу с проблемными клиентами и санацию портфеля, но эти усилия не оказались напрасными. Основной тенденцией на рынке лизинга в 2010 году стал переход от работы с просроченной дебиторской задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса.
Скорее жив, чем мертв
Минувший год в значительной мере оправдал надежды лизингодателей. По оценкам экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), представленным в ежегодном аналитическом исследовании российского рынка лизинга, портфель российских лизинговых компаний в 2010 году превысил отметку в 1 трлн рублей, или $36,29 млрд. При этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей ($24 млрд) против 325 млрд рублей ($10,45 млрд) годом ранее. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний («Рослизинг»), только за 9 месяцев 2010 года число сделок по сравнению с показателями за аналогичный период 2009 года увеличилось в 3,9 раза.
Основными драйверами роста стали восстановление деловой активности и увеличение объемов финансирования. Весь год у банков нарастал объем избыточной ликвидности, что привело к оживлению рынка кредитования и снижению стоимости заимствований. Кроме того, в 2010 году лизингодатели активно диверсифицировали источники финансирования, и сегодня в портфелях некоторых из них вновь присутствуют облигационные займы. Ставки по облигациям сейчас достигли исторических минимумов, объемы эмиссий и сроки заимствований вернулись к докризисным значениям, чем не преминули воспользоваться эмитенты. Первой на долговой рынок вышла ЛК «Муниципальная инвестиционная компания», разместившая эмиссию на 1 млрд рублей. Во втором полугодии 2010 года ее примеру последовали еще шесть компаний, привлекшие в общей сумме около 22,25 млрд рублей.
Возобновившийся интерес к публичным займам обусловлен возможностью привлечь более «длинные» и дешевые деньги, компании размещают облигации сроком на 3—5 лет под 6—10% годовых без дополнительного обеспечения. Правда, пока получить финансирование на столь выгодных условиях могут лишь высококачественные эмитенты, такие, как «ВТБ Лизинг», лизинговая компания «Уралсиб».
Шаг навстречу клиентам
Привлечение долгосрочного финансирования позволяет лизинговым компаниям не только рефинансировать собственный кредитный портфель, но и заключать более длительные сделки. Если несколько лет назад наиболее распространенными были трехлетние договора, сегодня средний показатель составляет 5—7 лет.
Усиление конкуренции на рынке привело к снижению стоимости лизинга. За последний год, по данным участников рынка, процентная ставка по договору лизинга снизилась с 12 до 9% в валюте и с 18 до 14% в рублях. «В течение всего 2010 года платежеспособность клиентов лизинговых компаний улучшалась, что влияло на смягчение условий финансирования, — рассказывает Алексей Смирнов, заместитель генерального директора «Carcade Лизинг». — Если, например, в период кризиса предприятия со строительными, проектно-монтажными видами деятельности попадали в зону высокого риска, то к концу 2010 года практически все лизинговые компании сняли ограничения для этой группы клиентов. Значительно снижены требования к предприятиям, занимающимся перевозками и такси. Либерализация требований к клиентам продолжится и в 2011 году».
Постепенно упрощаются и требования к предоставлению залогов, расширяется спектр сопутствующих услуг, предоставляемых лизинговыми компаниями дополнительно.
Еще одна уступка для клиентов со стороны лизинговых компаний — снижение размеров авансов. Небольшие авансы в 10—20% доступны не только для клиентов с высокой кредитоспособностью. Во многом их величина зависит от объекта лизинга. В сегменте легковых автомобилей, например, клиенты могут рассчитывать на предоплату менее 10% от суммы. «После выхода экономики из кризиса прослеживается четкая тенденция к уменьшению размеров авансовых платежей и увеличению сроков лизинга. Это связано с оживлением на вторичных рынках, которое позволяет избежать убытков в случае реализации изъятого лизингового имущества», — комментирует Вячеслав Спиров, начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг».
Несмотря на ряд позитивных тенденций, условия предоставления лизинга все еще далеки от идеала. Основной урок, который лизинговые компании вынесли из кризиса, — необходимость более серьезной оценки рисков по каждой сделке. Отсюда ужесточение требований к финансовой надежности лизингополучателей. Во-первых, тщательнее анализируется финансовое состояние клиентов. В случае, если оно вызывает хотя бы малейшие сомнения, заключить сделку, даже если речь идет о приобретении наиболее ликвидных активов, будет крайне сложно. Во-вторых, более пристальное внимание уделяется каждому договору, в том числе и с финансирующим сделку банком.
Локомотив роста
Прошедший год ознаменовался серьезными структурными сдвигами на рынке лизинга. По мнению самих участников рынка, это связано с окончанием кризиса: компании реального сектора вновь возобновляют ранее «замороженные» проекты. И если в 2009 году резкое падение демонстрировали почти все направления, то в прошлом году положительные темпы прироста наблюдались практически по всем сегментам. По подсчетам специалистов «Рослизинга», наибольший объем сделок по видам оборудования пришелся на железнодорожный транспорт, авиацию, суда — 38,8%.
По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимают сегмент строительной и дорожно-строительной техники, а также различные виды энергетического оборудования. Структура лизингового рынка не соответствует потребностям России. Транспортная составляющая стала доминантой рынка, а если из остатка вычесть показатели лизинга строительной, дорожно-строительной техники, энергетического оборудования, зданий и сооружений, оборудование для ЖКХ, а также для нефте- и газодобычи и переработки, то получим достаточно печальную картину. На лизинг машин и оборудования для всех остальных отраслей промышленности приходится всего около 6—7% заключенных сделок, а доля лизинга сельскохозяйственной техники составила лишь 1% нового бизнеса.
В тройку лидеров в 2010 году также вошли лизинг оборудования и автотранспорта, в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. «Что касается приоритетного для нас сегмента рынка, а именно лизинга автотранспорта, наблюдаются темпы роста в 3,1 раза за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года», — рассказывает Вячеслав Кудрин, генеральный директор лизинговой компании «Стоун-XXI».
Региональные приоритеты
В условиях стагнации, наблюдавшейся на рынке в 2008—2009 годах, лизинговые компании были вынуждены на время позабыть о региональной экспансии. Программы по развитию филиальной сети были спешно «заморожены», но уже с начала 2010 года лизингодатели вновь активизировали борьбу за доминирующее положение на периферии. К этому их подталкивает высокая конкуренция в Москве и Петербурге. По данным ВШЭ, в 2010 году на долю столицы приходится около 40% рынка лизинга. Второе место по списку занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область (13,6%), а вот замыкает тройку лидеров Центральный регион (за исключением Москвы), аккумулировавший 12% рынка.
Региональную экспансию на рынок лизинговых услуг в 2010 году продолжили не только государственные, но и некоторые частные лизинговые компании. «Соллерс-Финанс», например, начала освоение рынка Северного Кавказа, а «ДельтаЛизинг» объявила о планах по открытию представительства в Краснодаре.
В целом за 9 месяцев 2010 года количество филиалов лизинговых компаний увеличилось на 16%. «Особенно заметно движение в регионы со стороны государственных лизинговых компаний. Коммерческие лизинговые компании также не отстают и вернулись к наращиванию сети после затишья или сокращения сети. Это нормальный процесс, который будет набирать обороты в ближайшие годы», — говорит Александр Клюев, директор департамента лизинговых продаж «Юникредит Лизинг».
От частного к государственному
В период кризиса с рынка ушли сразу несколько крупных игроков: «Глобус Лизинг», Московская лизинговая компания, Первая лизинговая компания, Губернская лизинговая компания и другие. Их банкротство, прежде всего, связано с ростом просроченной «дебиторки», отсутствием собственных денежных средств и ограничением доступа к банковским кредитам, а зачастую и банальной неготовностью топ-менеджмента к такому повороту событий.
Уверенно чувствовали себя лишь компании, быстро адаптировавшиеся к условиям спада и сконцентрировавшие усилия на работе с проблемными клиентами, сокращении издержек, повышении эффективности бизнес-процессов, а также лизингодатели, имеющие доступ к заемному финансированию. Речь идет о государственных компаниях или структурах, аффилированных с крупными госбанками. Фактически они заняли доминирующее положение на рынке лизинга и обеспечили почти половину новых сделок в 2010 году (46,7%). «В последние годы роль государственных лизинговых компаний растет, — делится мнением Вячеслав Спиров. — Важным событием 2010 года стал акцентированный выход госкомпаний в розничный сегмент, где ранее они были почти не представлены. Этот факт может довольно серьезно повлиять на расклад сил и в 2011 году».
По итогам 9 месяцев 2010 года рэнкинг «Рослизинга» возглавили «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «ВТБ-Лизинг», на них в сумме пришлось 37% всех новых договоров лизинга. Подтверждают такой расклад сил и сами лизингодатели. По словам Дмитрия Зотова, генерального директора «Сбербанк Лизинг», в 2010 году компании удалось перевыполнить план по прибыли на 29%, а объем лизингового портфеля (с НДС) составил 134 млрд рублей, что в два раза выше показателей за 2009 год. «Государственные лизинговые компании, обладая дешевыми финансовыми ресурсами, выдавливают с рынка частные компании. Но, поскольку госкомпании очень крупные, они проигрывают рыночным операторам в скорости принятия решения, качестве обслуживания клиентов, скорости проведения лизинговых сделок», — поясняет Алексей Смирнов.
По мнению игроков рынка, в 2011 году госкомпании продолжат наращивать объемы бизнеса, в то время как их менее крупные конкуренты будут постепенно закрываться. Впрочем, число лизингодателей продолжит уменьшаться и за счет консолидации (M&A). Ни для кого не секрет, что на рынке присутствуют структуры, вынужденные обслуживать текущий лизинговый портфель, но не имеющие возможности наращивать свою долю за счет активного привлечения новых клиентов. Для многих из них продажа лизингового портфеля или бизнеса в целом может оказаться единственным логичным решением проблем. В свою очередь, компании, благополучно прошедшие проверку на прочность, могут воспользоваться этой ситуацией для увеличения доли на рынке. Особенно привлекательны для поглощения региональные компании с ликвидными портфелями и диверсифицированной клиентской базой.
Правда, пока продавцам и покупателям чаще всего не удается достичь компромисса и выработать единые подходы к оценке как бизнеса в целом, так и лизингового портфеля в частности, чем и объясняется незначительное число сделок M&A на российском рынке.
Радужные перспективы
Прогнозы относительно перспектив рынка лизинга в 2011 году выглядят вполне оптимистично. Лизингодатели не сомневаются в том, что позитивные тенденции, которые наметились в прошлом году, сохранятся и на протяжении 2011 года. «Главное условие развития отрасли — экономическая стабильность страны, поскольку рынок лизинговых услуг находится в сильной зависимости от состояния мировых финансовых рынков, а также от готовности инвесторов вкладывать средства в российскую экономику. В целом при благоприятном развитии событий прирост в 2011 году составит в среднем от 30 до 50%, — прогнозирует Андреас Ланге, генеральный директор «ФБ-Лизинг». — На рынке появятся новые игроки, в том числе и с иностранным капиталом. При этом укрепятся позиции компаний с государственным участием».
Несмотря на присущий им оптимизм, лизингодатели уверены: докризисного уровня рынок достигнет не ранее 2012 года, но лишь при условии, что государство в очередной раз не пересмотрит правила игры.
Амина АТАВОВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|