Лизинг в мировой и российской практике — важнейшая составляющая инвестиций в обновление основных фондов. До 2008 года рынок лизинга в России рос настолько успешно, что его ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был почти на 12% меньше российского (по данным White Clarke Global Leasing Report, объем лизингового рынка России в 2008 году — 24,81 млрд долларов, Китая — 21,88 млрд долларов).
Из КНР в Россию даже специально приезжала делегация изучать удачный опыт развития лизинга. Какой еще сегмент российского финансового рынка может похвастаться подобным успехом? И это при том, что даже в период бурного роста лизинга оставалась нерешенной проблема возврата НДС лизингодателям. Лизингу до кризиса удалось стать значимым инструментом инвестиций, модернизации, обновления производства. Без широкого применения лизинга целый ряд отраслей — от транспорта до энергетики и машиностроения, а также огромная часть среднего и малого бизнеса — были бы в плачевном состоянии, если бы вообще существовали до сих пор. Именно лизинг в России — яркий пример успешного развития финансового сектора, когда, с одной стороны, ему не очень сильно мешают, а с другой — есть стимулы к росту и расширению сфер применения.
Однако, к сожалению, success story российского лизинга споткнулась о кризис и госполитику. В 2009 году произошло существенное сокращение рынка, объем новых сделок снизился до уровня 2005—2006 годов. Помимо «заморозков» на рынках капитала на сокращение рынка повлияли неблагоприятные изменения законодательства. Отсутствие единой позиции государственных органов по вопросу развития лизинговой отрасли приводит к формированию негативных ожиданий у участников рынка и к сокращению инвестиций в обновление производства, в частности через механизм лизинга.
Перспективно, но не нужно?
По оценке «Эксперт РА», в докризисном 2007 году доля лизинга в ВВП России достигла 3,01%, а доля в инвестициях в основной капитал — 14,9%. Однако в 2008 и 2009 годах рынок лизинга под влиянием кризисных явлений в экономике существенно сократился: на 28% и 56% соответственно (см. график 1).
Объем новых сделок в 2009 году составил 315 млрд рублей, впервые с 2002 года эта сумма оказалась меньше полученных за год лизинговых платежей (320 млрд рублей). Значительное уменьшение объема заключаемых лизинговых сделок было обусловлено нехваткой финансирования в 2008 году — начале 2009 года, повышением процентных ставок по заемным ресурсам, ужесточением требований к потенциальным клиентам и ухудшением финансового состояния лизингополучателей. Лизинг деревообрабатывающего и лесозаготовительного, энергетического, текстильного, металлургического оборудования, дорожно-строительной техники сократился на 80—90% и более. Объем заключенных лизинговых сделок в 2009 году упал до минимального уровня в масштабах экономики России: доля лизинга в ВВП составила всего 0,81% (см. график 2).
А ведь именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг — практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний (таких как «Росагролизинг») — это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.
Глоток воздуха
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни серьезных лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме, и зачастую принимаемые законы крайне негативно влияют на функционирование рынка. С 2009 года, в разгар кризиса, была отменена возможность применения ускоренной амортизации для оборудования 1—3−й амортизационных групп. Эти группы включают в себя имущество со сроком полезного использования до пяти лет, в частности легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 л, лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов, различные конвейеры, автобусы длиной до 7,5 м, специальные автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов, лесопромышленные тракторы и многое другое. В 2010 году Минфин предложил и вовсе отменить возможность ускоренной амортизации при лизинге. Для максимального использования лизинга в инвестиционном процессе необходимо вернуть имевшиеся у него преференции, прежде всего возможность ускоренной амортизации по всем группам оборудования.
Кроме того, необходимо законодательно признать оперативный лизинг для возможности его широкого применения. Отрасли, где инновационная активность высока, особенно заинтересованы в оперативном лизинге. К примеру, современное компьютерное оборудование, которое морально устаревает очень быстро, нуждается в замене гораздо раньше истечения срока его физической амортизации. В этом случае лучше оперативного лизинга инструмента стимулирования не придумать.
Однако в действующем правовом поле оперативный лизинг как категория вообще отсутствует. Формально сделки оперативного лизинга могут быть реализованы в России либо в виде аренды, либо путем создания дополнительного юридического лица, которое для осуществления сделки выступит продавцом оборудования, как того требует Закон о лизинге. В то же время помимо излишних юридических процедур отсутствие законодательного признания оперативного лизинга обусловливает дополнительный налоговый риск для участников сделки. В результате многие предприниматели предпочитают не использовать оперативный лизинг, а значит, не получают доступа к отличному инструменту модернизации и внедрения современных технологий.
Достаточно дать лизинговым компаниям хотя бы небольшие льготы, создать благоприятное институциональное поле и ослабить давление ФНС (в части возврата НДС, например, — ведь это сильный удар по ликвидности лизинговых компаний), и лизинг станет эффективнейшим инструментом модернизации, в том числе в сфере ЧГП, и поддержки малого и среднего бизнеса. Развитие системы рефинансирования через РосБР — это важный фактор стимулирования лизинговой индустрии, но одного его недостаточно.
Роман РОМАНОВСКИЙ, Павел САМИЕВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|