Согласно традиционному разделению, отмечаемому в любом экономическом словаре, лизинг бывает финансовым и оперативным (операционным). Ко второму случаю обычно относят вид услуг, при котором срок договора лизинга существенно меньше полезного срока использования объекта лизинга, поэтому по окончании срока действия договора объект лизинга возвращается лизингодателю и может быть повторно передан в работу.
Расчетная стоимость услуг оперативного лизинга обычно выше, чем финансового. «Упрощенно, оперативный лизинг — это долгосрочная аренда, финансовый лизинг — это способ покупки предмета лизинга, тоже своего рода долгосрочная аренда, но с обязательным переходом права собственности к лизингополучателю, это похоже на покупку в рассрочку, — объясняет Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Europlan. — Аренда всегда дороже покупки, даже если вы посчитаете приведенную стоимость. Аренда удобна для тех, кто предпочитает только пользоваться. А лизинг — для тех, кто хочет купить, получить после пользования в собственность с налоговыми льготами».
Автомобили — наиболее прогнозируемый с точки зрения стоимости актив, поэтому оперативный лизинг получил наибольшее развитие именно при покупке машин, особенно легковых. Перечень марок автотранспорта, предлагаемых в лизинг с остаточной стоимостью, расширился многократно и теперь включает в себя все марки, официально поставляемые в Россию. Очевидно, что объем оперативного лизинга значительно меньше, чем объем финансового лизинга, потому что большинство потребителей лизинговых услуг по автотранспорту заинтересованы в приобретении машин в собственность.
Другими словами, можно отметить два принципиальных различия финансового и оперативного лизинга, о которых постоянно говорят аналитики. В первом случае срок лизинга сопоставим с полным сроком амортизации приобретаемого имущества и право собственности на предмет лизинга в конце договора переходит к лизингополучателю. В случае оперативного лизинга срок лизинга существенно короче срока пользования предметом лизинга и право собственности на предмет остается у лизинговой компании по факту завершения договора. Предполагается, что предмет лизинга передается в лизинг несколько раз различным клиентам в течение срока его эксплуатации.
«Оперативный лизинг — инструмент более высокого порядка, чем финансовый лизинг, — утверждает Денис Трынин, эксперт в области лизинговых услуг. — Необходим ряд условий для его появления на рынке. В первую очередь — это развитый вторичный рынок на конкретный вид имущества для возможности правильной оценки рисков лизинговой компанией и остаточной стоимости полученного назад из лизинга актива. Во-вторых, расходы на текущий ремонт ложатся на плечи лизинговой компании, что подразумевает более сложный бизнес-процесс внутри лизинговой компании и требует наличия комплексной информационной системы, четкого взаимодействия всех служб, да и дополнительных инвестиций». Следовательно, в небольших неустойчивых лизинговых структурах оперативный лизинг возникнуть вообще не может. На практике оперативный лизинг удобен компаниям, у которых есть, или им необходим, автопарк и нет желания или возможности вкладывать ресурсы в инфраструктуру для его обслуживания. Такие компании получают уже готовые машины в пользование (часто с водителями) и не испытывают «головной боли» по поводу текущих ремонтов, замены резины, хранения шин, прохождения ТО… Разумеется, за такой сервис платятся повышенные лизинговые платежи по сравнению с финансовым лизингом.
Ирина Михайлова, начальник коммерческого отдела ГК «Балтийский Лизинг», полностью разделяет единодушное мнение экспертов о том, что преобладающим вариантом лизинга в России на текущий момент является финансовый. Оперативный вариант подразумевает, что имущество вернется обратно лизингодателю: это несет в себе существенный экономический смысл. В лизинговые платежи по оперативному виду услуг лизингодатели не включают возмещение всех своих инвестиционных затрат на имущество, что снижает объем этих платежей и делает оперативный лизинг более дешевым вариантом. К тому же оперативный лизинг, в отличие от финансового, чаще всего включает в себя техническое обслуживание имущества и прочие дополнительные услуги, связанные с его эксплуатацией.
«Думаю, что оперативный лизинг будет развиваться дальше, но затрагивая определенные отраслевые сегменты в зависимости от ситуации на рынке, — развивает тему Ирина Михайлова. — Так, например, характерной чертой текущего момента является оперативный лизинг подвижного состава. Такая ситуация складывается из-за интенсивного роста цен на подвижной состав, что делает услугу финансового лизинга экономически невыгодной для операторов подвижного состава. Зато оперативный лизинг может полностью удовлетворить их потребности».
Оживление спроса на замену устаревающего и ломающегося оборудования и транспорта, желание бизнесменов заработать в кризис, прийти в новые ниши, обыграть конкурентов — вот что оживляет отрасль. Ясно, что в кризис лучше финансироваться, соблюдая рычаг и баланс движения денежных средств, чем отвлекать все собственные средства даже в небольшие покупки основных средств. «Интерес российских лизингополучателей к оперативному лизингу постоянно возрастает, но до уровней Европы (около 25% всех закупок транспорта) еще очень далеко, — констатирует Александр Михайлов. — Чаще всего оперативным лизингом в России пользуются западные компании и крупные российские компании с большими парками служебных легковых машин, которым намного интереснее использование предмета лизинга, чем право собственности на него и связанные с этим издержки. А для «западников» это может быть просто установкой их зарубежных «материнских» организаций».
Наталия ТРУШИНА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|