По итогам 2009 года сегмент лизинга автомобилей сократился вдвое (на 49,6%) и составил около 40 млрд рублей, практически повторив траекторию падения российского авторынка. При этом существенней всего сократился объем лизинга грузового автотранспорта — почти на 80%. Менее всего был подвержен снижению спроса лизинг легковых автомобилей. Этот вид лизинга и до кризиса являлся локомотивом роста, и сейчас он остается наиболее востребованным.
Если говорить о тенденциях 2010 года, то, безусловно, стоит отметить явное оживление рынка. «Начиная со второго квартала этого года, мы наблюдаем высокий спрос на лизинг автотранспорта в первую очередь со стороны малого и среднего бизнеса, — рассказывает руководитель управления лизинга автотранспорта лизинговой компании «Центр-Капитал» Алексей Андрющенко. — Почувствовав положительную динамику в развитии экономики и определенную уверенность в завтрашнем дне, многие предприниматели решились на приобретение автомобилей, как для основной деятельности, так и для представительских целей». При этом лизинг является гораздо более удобным вариантом по сравнению с приобретением транспорта за собственные средства или в кредит, поскольку у бизнеса в период возобновления экономического роста появляется возможность направить оборотные средства на развитие своей основной деятельности.
«В основной своей массе клиенты лизинговых компаний — это представители торговой отрасли, — считает начальник управления автолизинга «Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Александр Исаев. — На втором месте — перевозчики и транспортные компании; начинают набирать обороты и компании из строительной отрасли». Оживились индивидуальные предприниматели; если шесть-восемь месяцев назад о них и не было слышно на лизинговом рынке, то сейчас каждое третье-пятое обращение к лизингодателям поступает от них. Причем у некоторых финансовое положение более чем хорошее.
А вот спрос на автолизинг со стороны крупных компаний с большими автопарками, по словам генерального директора лизинговой компании «Арвал» Сергея Дианина, наоборот, в большей степени сместился в сторону операционного лизинга с полным сервисом, поскольку для таких компаний на первое место выходит потребность в транспортном аутсорсинге.
Однако считать, что лизинг стал сейчас одним из основных инструментов приобретения автотранспорта, по мнению большинства экспертов, опрошенных «Профилем», пока рано.
Сегодня в России лишь каждый четвертый корпоративный автомобиль приобретается посредством лизинга. Для сравнения: в Европе около 70% корпоративных автомобилей находится в лизинге, в том числе 30% — в операционном лизинге.
«В России очевидна тенденция к увеличению количества корпоративных автомобилей, приобретенных в лизинг, поскольку лизинг по сравнению с кредитом и прямой покупкой, бесспорно, является наиболее эффективным способом формирования корпоративного парка», — поясняет Сергей Дианин.
Коммерческий директор лизинговой компании «Юниаструм-Лизинг» Алексей Буераков объясняет, что, во-первых, лизинг, в отличие от банковского кредита, не требует дополнительных залогов. Во-вторых, требования к финансовым показателям заемщиков у лизингодателей мягче, чем у банков. В частности, «Юниаструм-Лизинг» большое значение придает не только текущим финансовым показателям, но и ожидаемой прибыли от реализации проектов, под которые привлекается лизинговое финансирование. И, наконец, в-третьих, лизинговые компании профессионально работают с автотранспортом и часто способны предоставлять клиентам целый набор дополнительных сервисов, связанных с его эксплуатацией и ремонтом.
Как считает Алексей Андрющенко, лизинг в России уже стал неотъемлемым инструментом продаж для автопроизводителей. «Практически все крупные производители предлагают специальные условия приобретения автомобилей для ведущих лизинговых компаний, — уточняет Алексей Андрющенко. — Многие из них создают специальные лизинговые программы совместно с официальными дилерами. Так, например, наша компания сейчас внедряет ряд специальных программ, в рамках которых приобретение автомобиля в лизинг обойдется лизингополучателю дешевле по сравнению с розницей».
Каким наши эксперты видят дальнейшее развитие российского рынка автолизинга? «Учитывая состояние российского автопарка (средний возраст автомобилей — около 12 лет), а также географические размеры страны и огромный бизнес-потенциал ее регионов, можно с уверенностью говорить, что российский рынок автомобильного лизинга, без сомнения, ждет подъем, а именно: развитие новых продуктов, услуг, появление новых игроков на рынке», — считает Сергей Дианин. По его прогнозам, объем нового бизнеса на рынке автомобильного лизинга уже в следующем году превысит 90 млрд рублей, а количество заключенных договоров возрастет более чем в три раза.
«В ближайшее время рынок лизинга автотранспорта продолжит свой рост как в силу увеличения объема продаж автомобилей, так и в связи с активной деятельностью лизинговых компаний», — вторит коллеге Алексей Андрющенко. Положительно сказаться на развитии рынка, по его мнению, должны и планируемые изменения в законе о лизинге. В случае принятия поправок лизингодатели станут более защищенными. Дело в том, что лизинговые компании по-прежнему сталкиваются с трудностями при изъятии техники у недобросовестных лизингополучателей. Особенно острой эта проблема стала в период кризиса. «Хотя причиной трудностей были ошибки самих лизингодателей, не создавших своевременно достаточного задела прочности и пытавшихся развиваться лишь за счет быстрорастущего рынка», — уверен специалист.
Что касается итогов, с которыми рынок автолизинга завершит 2010 год, то, по прогнозу директора департамента продаж компании «ФБ-Лизинг» Виталия Цхая, он может вырасти на 10-15% по сравнению с 2009 годом. А к докризисным объемам заключенных сделок рынок вернется, возможно, уже да-же в следующем году.
Какие программы автолизинга вы сейчас предлагаете?
Алексей Андрющенко, руководитель управления лизинга автотранспорта лизинговой компании «Центр-Капитал»: «В этом году мы запустили специальную программу для малого и среднего бизнеса, значительно упростив процедуру принятия решения и оптимизировав процесс оформления сделки по лизингу автотранспорта. В итоге предприятие, желающее приобрести автомобиль в лизинг, может это сделать всего за пять дней. Также в сотрудничестве с поставщиками и импортерами автомобилей мы разработали ряд программ, позволяющих выгодно приобрести автомобили. По многим маркам «Центр-Капитал» предлагает программу с беспроцентным удорожанием, которая распространяется в салонах официальных дилеров на определенные модели автомобилей. Кроме того, в этом году наша компания первой выводит на рынок программу, в которой сумма лизинговых платежей меньше розничной цены автомобиля, то есть, по сути, это еще дешевле, чем лизинг 0%. По этой программе стоимость договора лизинга на некоторые автомобили BMW, Citroen, Ford, Mercedes, Nissan, Renault, Kia ниже розничной стоимости этих автомобилей на 2,3% и даже 5% — в зависимости от конкретной модели и условий по лизингу. Все спецпрограммы, которые мы предлагаем, действуют во всех филиалах нашей региональной сети».
Андрей МОСКАЛЕНКО
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|