Государство вкладывает в программы развития рынка лизинга до 700 млн долларов в год. А в результате растёт конкуренция частных компаний.
Как рассказал в ходе московской двухдневной конференции «Рынки лизинга в странах Европы: основные тенденции и особенности развития» заместитель председателя Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг) Сергей Королёв, государство стало активным участником лизингового рынка во многих отраслях экономики. Этот посыл с его стороны не остался незамеченным и повысил интерес частного бизнеса к сделкам с использованием лизинговых схем.
Эти тенденции, по мнению Сергея Королёва, привели к увеличению количества лизинговых компаний, а также усилению конкуренции на лизинговом рынке, что стало позитивным фактором для развития отрасли в целом. Доля рынка лизинга в общем объёме инвестиций 2007 года составила 14,1%. По итогам 2007 года Россия может претендовать на 4 — 5-е место среди европейских стран по объёмам лизинговых сделок. Ключевыми и самыми быстрорастущими сегментами, утверждает заместитель председателя Рослизинга, стали железнодорожный и автомобильный транспорт — примерно 70% от общего объёма рынка лизинга. По итогам 2007 года объёмы сделок с арендой железнодорожной техники увеличились примерно на 200%, автомобильной — примерно на 100%.
Но, по мнению генерального директора «ИНГ Лизинг (Евразия)» Аркадия Герасенко, российский рынок по сравнению с европейским по-прежнему незначителен. Лишь 2% от европейского объёма. Однако он демонстрирует значительно более высокие темпы роста. В среднем 64% годовых (в Европе — 10,9% за 2002—2006 годы).
Однако, по мнению менеджера «ИНГ Лизинг (Евразия)», отечественный рынок обладает некоторыми негативными особенностями. Трудности с возмещением НДС нанесли ущерб в 2006 году около 9 млрд долларов. Кроме того, недостаточно развиты правила налогового и бухгалтерского учёта, в соответствии с которыми выполняются лизинговые сделки.
Председатель Рослизинга Елена Скрынник считает, что нужно вносить поправки в законы, а не заниматься образовательной работой.
Напомним, в сентябре 2007 года глава Рослизинга обратилась в Госдуму, Совет Федерации и Министерство финансов с предложением создать рабочие группы по решению проблем, связанных с возвратом НДС. В результате этого обращения были внесены коррективы в порядок проведения проверок налоговых деклараций по НДС участников лизинговых сделок. Тем не менее у многих лизинговых компаний проблемы по зачёту и возмещению НДС сохранились. Лизингодатели продолжают отстаивать свои права через суд.
Елена ЛЕОНТЬЕВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|