Считается, что именно лизинг стал одним из основных механизмов послевоенного японского экономического чуда. Иностранный капитал тогда привлекался в экономику именно через лизинговые схемы, что и позволило за считанные годы обновить производственную базу. Любой накопленный опыт надо использовать. Но при этом стоит понимать и учитывать специфические черты отечественного лизинга. По объему рынка он уже опередил многие страны, в том числе Швецию, Австрию, Индию и Китай. Высокий темп роста рынка — отличительная черта российского лизинга, причем явно положительная. К его отрицательным чертам эксперты относят недостаток информационной прозрачности.
Эксперты уже давно подметили особенности лизинга в России, появившиеся в том числе и благодаря его относительной либеральности. На Западе лизинг в большинстве случаев сочетает черты аренды и кредита, а у нас он, особенно поначалу, больше напоминал специфический инструмент проектного финансирования, то есть фактически был «штучным товаром». Еще одной «национальной» чертой можно назвать многообразие направлений. Российские лизинговые компании создавались различными структурами исходя из довольно широкого спектра предпосылок. Эти компании отличались и по тактическим, и по стратегическим параметрам работы, а также тем, на кого они в основном ориентировались в своей работе (одни — на отечественные промышленные группы, другие — на иностранных учредителей, третьи — на банки, четвертые — на государство и так далее). Однако затем компании стали выходить за пределы «родительских» структур, все чаще позиционируясь как универсальные. Так, если изначально многие лизинговые компании создавались при банках, то сейчас уже сами лизинговые компании порой создают при себе финансовые институты, чтобы предоставлять более полный спектр услуг клиентам, а иногда даже покупают банки.
У лизинга в целом есть свои глобальные проблемы. Директор по развитию бизнеса компании Europlan Александр Михайлов считает такими проблемами те, которые возникают вокруг классификации сделок аренды и инвестирования. «Какие сделки признавать лизингом, а какие — нет? Стандарты IFRS и GAAP отвечают на эти вопросы наиболее точно, — поясняет он. — Однако такие вопросы становятся особенно актуальными в тех странах, где налоговое законодательство предусматривает льготы для лизинговых сделок или лизинговых компаний, а международные критерии, например, не используются».
Вспоминая японский опыт, надо помнить и о том, что в наследство от него остались налоговые послабления для лизинга. Но используют их практически исключительно для минимизации налогообложения. В России же одна из проблем лизинга — как раз налоговые риски, связанные с недостаточно четкими определениями ряда понятий в нормативно-правовых актах, касающихся лизинговой деятельности. «Отсутствие ограничений по минимальному сроку финансовой аренды приводит к рискам по налогу на прибыль для компаний, которые входят в чрезвычайно краткосрочные сделки лизинга и списывают значительные объемы лизинговых платежей на себестоимость, — говорит Александр Михайлов. — А неоднозначный статус возвратного лизинга приводит к рискам по НДС».
И за рубежом, и в России эти проблемы, конечно, решают. Совет по международным стандартам отчетности постоянно актуализирует и обеспечивает отражение в своих стандартах всего многообразия сделок лизинга. России достаточно присоединиться к мировой практике бухучета и привязывать налоговые нормы к таким понятиям. В целом же российский рынок лизинга перспективен и чрезвычайно востребован клиентами и экономикой в целом.
Что же до чисто российских проблем, то, по мнению Михайлова из Europlan, нашему рынку и большинству его участников (включая даже ряд крупных) явно не хватает информационной прозрачности. Многие российские автолизинговые компании имеют минимальные капиталы, непрозрачные источники финансирования и собственников бизнеса. Непрозрачные сделки с естественными монополиями или окологосударственными компаниями сильно меняют объем рынка, и в этом коренное отличие нашей практики от того, к чему привыкли на европейском рынке лизинга.
Другой момент, который демонстрирует, что развитие, в частности, российского автолизинга идет несколько вразрез с мировой практикой, называет управляющий директор «Райффайзен-Лизинг» Галина Костылева. «Финансирование покупки автотранспорта физическими лицами у нас в стране вместо лизинговых компаний осуществляют банки. Это связано с особенностями законодательства, ограничивающего возможность использования предмета лизинга только в предпринимательских целях», — отмечает она.
Михаил ГУРЕВИЧ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|