Рынок лизинга в 2009 году сократился в пять раз. Потребность в обновлении основных фондов сохраняется, но компании не могут себе позволить столь дорогие услуги. А лизингодатели и банки с трудом находят рентабельные предприятия, подходящие под ужесточившиеся требования. Осенью позиции этих трех сторон начали сближаться, но препятствий все еще довольно много.
По итогам первого полугодия сумма новых сделок на рынке составила 90 млрд рублей (данные «Эксперт РА»), что сопоставимо с уровнями четырехлетней давности. Однако, по мнению Якова Новикова, директора по развитию бизнеса ЛК «Уралсиб», «есть все основания полагать, что рынок быстро восстановится. Во-первых, сохранился спрос на лизинговое финансирование; во-вторых, заключение новых сделок является необходимым условием функционирования любой лизинговой компании».
Нужны новые контракты
Осенью, после реализации ряда внутренних мер, направленных на снижение издержек, изменение подхода к оценке рисков и систематизации работы с проблемными активами, лизингодатели начали осознавать, что без нового бизнеса выжить им вряд ли удастся. «Даже если у компании есть возможность существовать на текущие лизинговые платежи, необходимость уплаты НДС в бюджет, обусловленная отсутствием новых договоров по приобретению имущества, всегда заставляет финансистов немного нервничать», — говорит Ирина Крылова, генеральный директор «Абсолют-Лизинга».
В момент кризиса большинство лизинговых компаний были вынуждены пересмотреть условия предоставления финансирования за счет увеличения авансовых платежей и уменьшения сроков заключения договоров и тем самым снизить риски. Консервативный подход сохраняется, однако лизинговые компании становятся более лояльными к «качественным» лизингополучателям, о чем свидетельствует увеличение количества одобренных сделок с 11% в первом квартале до 20% во втором, рассказывает Яков Новиков (ЛК «Уралсиб»).
По словам Александра Хомчика, руководителя отдела продаж «Юниаструм Лизинг», просрочка остается на прежнем, кризисном уровне — 5% от величины лизингового портфеля (до кризиса было 2%), но должники начинают возвращаться в график платежей. Первоначальный авансовый платеж снижается с 35–40% до 20–30%. Сроки финансирования, предлагаемые лизинговыми компаниями, зимой–весной составляли 1,5–2,5 года (до кризиса — три–пять лет). Сейчас ситуация постепенно выправляется, и уже можно получить финансирование на срок до пяти лет под грузовой автотранспорт, спецтехнику и технологические линии, и на срок до семи лет — под коммерческую недвижимость и железнодорожные вагоны.
Хотя пик роста количества лизингополучателей с просроченной задолженностью, скорее всего, уже пройден, нарастание задолженности в договорах неплательщиков продолжается. И те компании, которые в ближайшее время не возобновят финансирование новых проектов, вынуждены будут просто уйти с рынка. Давление со стороны банков-кредиторов только усугубляет этот процесс. Компании ищут крупного клиента с устойчивым финансовым положением, которому будет интересно взять в лизинг легковой автомобиль для служебных целей. По выражению Ирины Крыловой («Абсолют-Лизинг»), «идеальная сделка для многих — это «мерседес» в лизинг для «Газпрома», однако «Газпром» один, а лизингодателей сотни». Эксперт задается вопросом: готовы ли сами лизингополучатели к новым проектам?
Спрос возрождается
«Спрос наблюдается, прежде всего, со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, которые работают в отраслях, наименее пострадавших от кризиса. В первом квартале 2009 года лизинговые компании заключили свыше 3 тыс. договоров, а во втором — уже более 4,5 тысяч. Конечно, пока рано говорить о том, что рынок лизинга вышел из кризиса и вошел в стадию устойчивого роста, но положительный тренд, очевидно, есть», — говорит Яков Новиков («ЛК Уралсиб»).
Александр Хомчик («Юниаструм Лизинг») подтверждает, что оживление началось в конце лета: ставки снизились примерно на 3%, и клиенты вновь начали обращаться в лизинговые компании. Финансирование предлагается в среднем под 23–24% в рублях и 19% в долларах. Компания зафиксировала спрос со стороны предприятий из пищевой промышленности на оборудование по полному циклу производства — от переработки до упаковки товара. Кроме того, сельхозпроизводители заинтересованы в приобретении в лизинг сельскохозяйственной техники. Еще один оживший сегмент — производство товаров народного потребления (оборудование для переработки, производства и упаковки товаров).
А вот активность в сфере перевозок (грузовой транспорт, железнодорожные вагоны, легковые автомобили) пока остается крайне низкой. Единственное исключение — легкий коммерческий транспорт.
Спрос на лизинг железнодорожного транспорта практически исчез. Вагоны простаивают, и многие лизингополучатели отказываются от подвижного состава в пользу лизингодателя. Участники рынка связывают надежды с февралем-мартом 2010 года.
Несмотря на то что существует большой спрос на лизинг коммерческой недвижимости, рыночных сделок на этом сегменте рынка по-прежнему мало из-за того, что балансовая стоимость большинства объектов недвижимости значительно ниже рыночной стоимости. Это ведет к значительным налоговым выплатам при прямой продаже объекта по рыночной стоимости у продавца.
«Спрос на лизинговые услуги был и остается на достаточно высоком уровне, однако лизинговые компании не способны предложить свои услуги по цене, которая была бы по карману лизингополучателю. При эффективной ставке 23–30% годовых в рублях многие клиенты вынуждены просто отказаться от обновления основных средств до лучших времен. Заключение договоров на таких условиях осуществляется, как правило, только в случае острой необходимости в замене оборудования либо автотранспорта», — говорит Александр Вежновец, генеральный директор ОАО «НОМОС-Лизинг».
Несоответствие требований
Проблемы привлечения финансирования и риски, связанные с невысоким уровнем кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, в значительной степени препятствуют быстрому росту рынка. Банкам и лизинговым компаниями далеко не всегда удается договориться о сотрудничестве.
«Многие лизинговые компании, которые привлекали средства в иностранной валюте, по итогам 2008 года и первого полугодия 2009 года зафиксировали существенные бухгалтерские убытки за счет переоценки валютных обязательств в пассивах своих балансов. При этом если договоры лизинга с лизингополучателями заключались в той же валюте, что и кредитный договор с банком, то к реальным убыткам это не приводило. Тем не менее, увидев убытки в отчетности лизинговых компаний по РСБУ, банки зачастую отказывают лизинговым компаниям в финансировании либо предлагают его по высоким ставкам, что, безусловно, отражается на стоимости лизинга для конечного потребителя услуг», — сетует Александр Вежновец («НОМОС-Лизинг»). Хотя, как считают лизингодатели, подобные сделки будут прибыльными через два-три года.
Банкиры жалуются, что лизинговые компании не предоставляют полной информации о своем финансовом положении. Залоги сейчас неинтересны, и кредитные организации часто просят поручительства лизингодателя.
Кроме того, в период кризиса банки стремятся провести хотя бы экспресс-анализ деятельности лизингополучателя. И здесь новые препятствия. Во-первых, кредитные организации вынуждены ориентироваться только на фискальную отчетность. Это сильно ограничивает круг лизингополучателей, особенно в то время, когда бизнес уходит в тень. Во-вторых, сейчас сложно найти компанию, которая демонстрирует рентабельность на протяжении двух последних кварталов.
Непрозрачность и нежелание лизинговых компаний передавать полную информацию, как о своей финансовой устойчивости, так и о показателях своих клиентов заставляет банки ограничиваться финансированием договоров лишь с лизинговыми компаниями — «дочками».
Лизингодатели, в свою очередь, сетуют на лукавство со стороны банковских организаций. Банки декларируют продолжение финансирования лизинга и даже презентуют новые программы. Но на практике представители лизинговых компаний сталкиваются с невозможностью подать документы на рассмотрение. Менеджеры банков ссылаются, например, на то, что до конца года новые сделки не финансируются. Другой вариант отказа — банк принимает в залог только то имущество, которое в лизинг не передается.
Иными словами, и банки, и лизинговые компании заинтересованы в совместном формировании стоимости услуг и критериев оценки лизингополучателей. При этом лизинговые компании уже начали уделять больше внимания оценкам рисков. По мнению Якова Новикова (ЛК «Уралсиб»), если до кризиса вопросам риск-менеджмента и управления ликвидностью значительное внимание уделяли единицы, то сейчас это ключевые зоны внимания практически всех лизинговых компаний. Фокусировка на определенных направлениях и сегментах позволит лизинговым компаниям больше понимать потребности своих потребителей и одновременно лучше оценивать возможные риски.
Эксперт полагает, что нормализация рынка будет связана, в том числе с шагами со стороны государства, в частности с программами поддержки предприятий малого и среднего бизнеса путем субсидирования кредитных и лизинговых ставок. Прорабатывается программа финансирования лизинговых компаний через Российский Банк Развития (РосБР). Также на рынке заметно активизировались западные финансовые институты, возобновившие интерес к финансированию российских лизинговых компаний. Однако существенных темпов роста лизингового рынка до конца 2009 года не будет — для восстановления докризисного уровня потребуется несколько лет.
По мнению Александра Вежновца («НОМОС-Лизинг»), как только стоимость лизинга дойдет до приемлемого уровня, позволяющего предприятиям после приобретения оборудования в лизинг добиться рентабельного производства, рынок лизинга оживет и продолжит свой бурный рост темпами, существенно опережающими темпы роста экономики в целом.
Но в ближайшие несколько месяцев ждать каких-либо существенных показателей роста объема лизинговых услуг от независимых лизинговых компаний не стоит. Пока же преимущество получили лизинговые компании при банках с государственной поддержкой: имея доступное финансирование, они продолжают наращивать свои портфели.
Елена БРОДСКАЯ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|