Чтобы получать законное возмещение по НДС, лизингодателям приходится скрупулезно следить не только за своими документами, но и за бумагами партнеров, постоянно проходить проверки налоговиков и иногда судиться с ними. Однако даже победа в суде не означает для лизинговой компании, что она без проблем получит возмещение по налогу в следующий раз.
Когда лизинговые компании приобретают оборудование или недвижимость, то выплачивают НДС с этих объектов. А после их сдачи в лизинг получают платежи по заключенным договорам, тоже несущими в себе НДС. Этот налог постепенно уплачивается в бюджет. Получается, что компании по одному и тому же имуществу отдают НДС дважды: первый раз по договору купли-продажи, второй — с платежей, поступающих от клиента. Поэтому по закону лизингодатели имеют право на зачет уплаченных сумм и возврат остатка «переплаченного» налога из бюджета. Такой остаток может образоваться, если за отчетный период лизингодатель выплатил НДС при покупке объектов лизинга меньше, чем в сумме перечислил его же с клиентских платежей. Вот эту разницу как раз всячески оспаривают фискалы.
Процедура возмещения НДС прописана в ст. 176 Налогового кодекса РФ. Она предполагает, что перед тем, как выдать его компании, налоговики проводят трехмесячную камеральную проверку. И только по ее итогам выносится решение о возмещении. Однако пока идет проверка, от обязанности уплачивать налоги за следующие периоды лизинговую компанию никто не освобождает. Понятно, что при такой процедуре часть денег, которые должны вернуться к лизингодателю, «зависает». Тогда как у него каждая копейка на счету: ведь большинство ресурсов лизингодателей — это заемные средства, за пользование которыми приходится выплачивать проценты.
Еще в прошлом году, по различным оценкам, сумма «зависшего», то есть подлежащего возмещению лизингодателям НДС, составляла $800 млн — 1 млрд. Сейчас размер этого долга сократился почти вдвое, в основном из-за ряда решений судов, принятых в пользу компаний. Но, как отмечают эксперты, отказов в возмещениях меньше не стало.
С проверками смирились
Проблема с зачетом НДС по налоговой декларации для лизинговых компаний остается более чем актуальной, подтверждают игроки рынка. По словам члена правления, начальника планово-экономического управления компании «РМБ-Лизинг» Ольги Зарецкой, по практике, сложившейся с 2004 года, при указании в налоговой декларации итоговой суммы, где есть НДС к возмещению, инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) проводит камеральную проверку за отчетный месяц. «До 2007 года нас не трогали, если сумма к возмещению из бюджета не превышала 1 млн рублей, — рассказывает Ольга Зарецкая. — Сейчас этот негласный барьер снижен до 100 000 рублей». Поэтому любой лизингодатель, который активно увеличивает свой портфель, может гарантированно рассчитывать, что камеральные проверки у него будут ежемесячно.
В общем, большинство лизинговых компаний понимают, что при возмещении не избежать проблем, а поэтому некоторые даже смирились с таким положением. «Все, что связано с администрированием НДС, сложно, трудоемко, запутанно, но это — данность, — считает заместитель гендиректора лизинговой компании «Вейтус» Александр Сухоруков. — И неважно, лизингом вы занимаетесь или чем-то иным». По словам эксперта, в любой налоговой инспекции существует лимит по зачету НДС. Поэтому каждая организация, представившая документы на сумму, превышающую установленный лимит, подлежит тщательной проверке. По словам Александра Сухорукова, его компания практически ежемесячно подвергается такой ревизии.
Как признались эксперты, приятного в них мало. Отнимают много времени и сил, а результат — в виде вожделенного возмещения налога — вовсе не гарантирован. Ольга Зарецкая говорит, что в ходе камеральных проверок фискалами предъявляются стандартные претензии: отсутствие расшифровок подписей на счетах-фактурах, технические ошибки при заполнении накладных и счетов-фактур, а также идентификация поставщиков как фирм-однодневок.
Понятно, что проверить документы и исправить ошибки в них — вполне выполнимая задача. А вот определить, чист или нечист на руку поставщик, намного сложнее. «Наша организация, как и другие лизинговые компании, проверяет поставщика оборудования всеми возможными способами, чтобы закрыть свои имущественные и финансовые риски», — рассказывает Ольга Зарецкая. Лизингодатели запрашивают у партнеров правоустанавливающие документы: свидетельство о государственной регистрации, протокол о назначении генерального директора, карточку с образцами подписей и паспортные данные указанных в ней лиц. Дополнительно проверяются баланс и отчет о прибылях и убытках — в том случае, если поставщик подписал предварительный договор об обратном выкупе предмета лизинга.
«Но ни одна лизинговая компания не может быть до конца уверена в момент подписания договора купли-продажи, что через некоторое время поставщик отразит реализацию в будущих отчетных формах надлежащим образом, — объясняет Ольга Зарецкая. — А тем более что это сделает компания, ранее продавшая нынешний объект лизинговой сделки поставщику». Тогда как фискалы требуют, чтобы все налоги были уплачены, а документы — правильно оформлены не только у самого лизингодателя, но и всех его партнеров. И даже у продавца, реализовавшего будущий объект лизинга поставщику. Если, к примеру, продавец не выплатил НДС со сделки купли-продажи, то лизинговой компании откажут в возмещении.
Результат не гарантирован
Лизингодатели стараются максимально застраховаться от возможных проблем. «При заключении договоров купли-продажи мы обязательно предупреждаем поставщиков о необходимости четко заполнять и своевременно предоставлять все документы, а потом скрупулезно отслеживаем процесс обмена соответствующими бумагами», — говорят в лизинговых компаниях.
Такая работа хоть и помогает избежать проблем с налоговиками, однако значительно осложняет жизнь самому лизингодателю. «Для нас проблема возмещения НДС ассоциируется с большими трудозатратами бухгалтерии и менеджеров, но избежать этого можно, лишь вообще не осуществляя никакой деятельности, — говорит Александр Сухоруков. — Мы сознательно пошли на снижение своей конкурентоспособности, полностью отказавшись от заключения сделок по возвратному лизингу (к ним с особым подозрением относятся фискалы. — Прим. «Ко»). Возможно, поэтому мы и не сталкиваемся с трудностями при возмещении НДС».
Приятно, когда скрупулезная работа приносит результат. Только вот и она не всегда может помочь вернуть деньги из бюджета. «Однажды даже после плановой выездной налоговой проверки нам не возместили НДС, — рассказывает Ольга Зарецкая. — Хотя у ИФНС не было никаких замечаний к начислению и уплате этого налога нашей организацией, и сумма принятого к зачету НДС налоговиками не оспаривалась. Этот случай доказал нам, что даже при отсутствии претензий со стороны фискалов «живыми» деньгами, как закреплено в законодательстве, НДС не возмещается».
Арбитраж не спасет
Попытки возместить НДС «живыми» денежными средствами — это долгий путь по судебным инстанциям, уверяет Ольга Зарецкая. Сейчас основными претензиями налоговиков, которые лизинговые компании предпочитают оспаривать в суде, являются отказы в возмещении по причине нерентабельности операций, приобретения оборудования на заемные средства или передачи его по возвратному лизингу.
По всем трем направлениям уже накоплена арбитражная практика, в том числе положительная, когда суды выступали на стороне лизингодателей. Только в этом году было принято сразу несколько решений, подтверждающих право лизинговых компаний на возмещение НДС. В начале года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) вынес такое в пользу компании «Ханса Лизинг», у которой возникли проблемы по договорам лизинга подвижного состава. Позднее ВАС поддержал позицию фирмы «Газпромбанк Лизинг-Стандарт». Налоговики ссылались на то, что компания приобрела оборудование на заем, полученный от учредителя — «Газпромбанк Лизинг», а поэтому отказали в возмещении НДС. Похожее дело выиграла в этом году и компания «БСЖВ Лизинг». По ее иску ВАС впервые дал четкое разъяснение, указав, какие обстоятельства должны учитывать налоговые инспекторы. Суд определил, что в пользу компании свидетельствуют прибыльность ее основного вида деятельности, платежи, уже переведенные в погашение кредита, и возможность расплатиться по нему за счет самого предмета лизинга. А поэтому право на возмещение НДС «БСЖВ Лизинг» имеет.
Тем не менее победы по ключевым делам в суде, пусть даже и в ВАС, не означают, что проблема исчерпана. В России право — не прецедентное. Поэтому, пока нет соответствующего законодательного акта, действует правило «каждый сам за себя». Чтобы в этом убедиться, уверяет эксперт, достаточно обратиться к судебной практике по одним и тем же вопросам, но, например, по разным округам. «У меня складывается впечатление, что спущен план по сбору налогов любой ценой, — сетует Ольга Зарецкая. — Поэтому пока эта практика не прекратится, лизинговые компании, как, впрочем, и представители других отраслей бизнеса, будут постоянно иметь проблемы с фискалами».
Константин ФРУМКИН
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|