Арбитраж Москвы обязал лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) исполнить обязательства по договору финансового лизинга шести Ил-96-300, заключенного в 2005 году с «Аэрофлотом». ИФК хочет обжаловать решение. Как полагают аналитики, исполнение договора для «Аэрофлота» принципиально с точки зрения цены вопроса. Несмотря на недовольство перевозчика Ил-96-300, если «Аэрофлот» добьется исполнения контракта по оговоренной там цене (более 58 млн. долларов) за машину, он получит лайнеры «за копейки» – стоимость техники уже выросла на треть.
22 ноября 2007 арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Аэрофлота» и обязал ИФК исполнить обязательства по договору, заключенному в 2005 году с перевозчиком об общих условиях финансирования лизинга шести Ил-96-300 производства воронежского авиазавода. Лизинговая компания уже выразила намерение обжаловать решение. В юрслужбе ИФК уточнили, что «Аэрофлоту» все-таки отказано в удовлетворении основной части требований. «Причем решение было принято при наличии особого мнения», – отметили в ИФК. По мнению юрслужбы ИФК, у суда не было оснований для удовлетворения иска даже в части, в связи с чем после получения мотивировочной части решения оно будет обжаловано.
Первый договор финансового лизинга шести Ил-96-300 между «Аэрофлотом» и ИФК был подписан в 1999 году. В обмен авиаперевозчик получил от Минэкономразвития право беспошлинного ввоза в Россию «иномарок». Размер неуплаченных пошлин составил 400 млн. долларов. С тех пор авиакомпания публично от своих обязательств ни разу не отказывалась, но контракты с ИФК на поставку «илов» постоянно срывались. В 2003 году, когда была достигнута очередная договоренность, воронежский авиазавод построил четыре Ил-96-300, но они были переданы другим заказчикам. Последний контракт, заключенный ИФК и «Аэрофлотом» в июне 2005 года, предусматривал приобретение авиакомпанией в лизинг шести самолетов Ил-96-300, стоимость сделки должна была составить 350 млн. долларов. Однако у сторон возник судебный спор по поводу предоставления банковских гарантий и авансовых платежей, в результате выполнение контракта оказалось под вопросом.
Проволочку в выполнении контракта в «Аэрофлоте» неофициально объясняли неудовлетворительными характеристиками Ил-96-300. Минувшей весной арбитраж Москвы оставил без изменений постановления судов в части отказа «Аэрофлоту» в иске об обязательствах ИФК предоставить банковскую гарантию. Судом не было установлено препятствий для исполнения авиакомпанией своих обязательств, а ИФК отказано в иске о признании незаключенным договора займа.
В «Аэрофлоте» считают, что контракт до сих пор действует, и настаивают на его исполнении. В мае перевозчик даже перечислил авансовый платеж – 900 тыс. долларов за поставку самолетов, но лизинговый оператор вернул деньги обратно. В ИФК уверены, что договор об условиях финансовой аренды самолетов от 2005 года, указанный «Аэрофлотом» в качестве основания платежа, прекращен: перевозчик существенно нарушил ряд обязательств.
В начале минувшего года гендиректор ИФК Александр Рубцов предложил «Аэрофлоту» подписать новый договор, по которому компания вместо шести пассажирских Ил-96-300 предоставит в лизинг новую модель дальнемагистрального лайнера Ил-96-400. Однако руководство «Аэрофлота» больше заинтересовала грузовая версия самолета. В июне нынешнего года дочерняя структура «Аэрофлота» – ЗАО «Аэрофлот-Карго» – и ИФК заключили лизинговый контракт на поставку шести Ил-96-400Т. Стоимость одного борта – 90 млн. долларов. Поставки, как планируется, будут осуществлены в трехлетний срок.
Новый договор, как полагали аналитики, должен был разрешить спор. ИФК добивалась признания старого контракта недействительным, а «Аэрофлот» по гражданским самолетам сделал выбор в пользу Boeing и Airbus, а также сэкономил 400 млн. долларов, поскольку Минэкономразвития решило дать ему льготы по новому контракту на покупку «грузовиков». Тем не менее, исполнение старого договора, как считают эксперты, принципиально для авиакомпании с точки зрения цены. «Если «Аэрофлот» добьется исполнения договора по указанной в нем цене, он получит самолеты практически за копейки – сегодня стоимость Ил-96-300 уже больше минимум на 30%», – объяснил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, несмотря на недовольство «Аэрофлота» моделью лайнера, получив Ил-96-300 по желаемой цене, компания вполне сможет поставить их на внутрироссийские рейсы, что обеспечит ей рентабельность. Впрочем, такое решение спора не устроит ИФК. Вместе с тем, как отметил эксперт, лизинговая компания не заинтересована в выкатке устаревших моделей.
Татьяна КАРАБУТ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|