Модуль Леасофт БКИ

Банкиры сбивают с ритма

21 ноября 2007
Банкиры сбивают с ритма

Рынок лизинга Северо-Запада, демонстрировавший в первом полугодии высокие темпы роста, столкнулся осенью с проблемой привлечения средств и несколько затормозил в развитии.

На протяжении последних пяти лет рынок финансовой аренды Северо-Запада в среднем увеличивался на 100% в год. В январе-июне 2007 года высокие темпы роста сохранялись, однако во второй половине года у лизинговых компаний возникли сложности с привлечением средств в банках и на долговом рынке вследствие ухудшения ликвидности на отечественном финансовом рынке.

Некоторые компании отложили размещение облигаций до лучших времен, не желая платить инвесторам по 16−18% годовых вместо привычных 10−12%. Банки – основные доноры лизингодателей – тоже повысили ставки на один-два процентных пункта (до 12−13% годовых), а отдельные кредитные организации и вовсе перестали одалживать лизинговым компаниям. Все это повлекло за собой удорожание финансовой аренды.

«Наложение моратория на кредитование сделок со стороны банков заставило лизинговые компании отвлекать собственные оборотные средства на финансирование сделок», – говорит финансовый директор компании «ПЛ-Лизинг» Марина Климова. По словам генерального директора «ПЭБ Лизинг» Александра Михайлова, из-за нехватки средств на рынке затягивается финансирование крупных проектов. «Пока непонятно, как повлияет финансовый кризис на развитие лизинга в будущем, но уже сегодня можно говорить, что ряд лизинговых компаний не в состоянии финансировать сделки и вынуждены переносить их на более поздние сроки», – отмечает директор компании «Грузомобиль» Вячеслав Братчиков.

Тяжелая техника уходит легко

Автолизинг и лизинг строительной техники – самые быстрорастущие и емкие секторы рынка финансовой аренды на Северо-Западе, обеспечивающие в среднем 48% доходов компаний. Высокий спрос на легковой автотранспорт сохраняется на протяжении многих лет. И хотя по количеству сделок сектору легковых автомобилей нет равных, по денежному обороту лидируют грузовой транспорт и строительная техника. Во-первых, грузовик или трактор стоит в несколько раз больше легкового автомобиля. А во-вторых, спрос на тяжелую технику постоянно растет вслед за объемами строительства на Северо-Западе.

Дело дошло до того, что строительным и транспортным компаниям приходится по пять-семь месяцев ожидать седельного тягача, самосвала, автобетононасоса или асфальтоукладчика. И это относится не только к технике германского, французского или шведского производства, но и к продукции отечественных автозаводов. Те лизингополучатели, которые не готовы стоять в очереди за автомобилями, покупают китайские аналоги.

«В этом году резко вырос спрос на китайские грузовики Howo грузоподъемностью от 20 до 30 тонн. В зависимости от комплектации их цена варьируется от 2,1 до 2,4 млн. рублей. Примерно столько же стоит отечественный «КАМАЗ», но срок поставки китайских самосвалов гораздо меньше. Чаще всего они стоят на торговых площадках дилеров, а «КАМАЗ» надо ждать три-четыре месяца. Особой популярностью в этом году пользуются автобетононасосы российского и корейского производства (спрос на них вырос в несколько раз), а также бортовые машины с гидроманипуляторами, используемые для погрузо-разгрузочных работ», – отмечает Вячеслав Братчиков.

Быстрее, проще, дешевле

Лизингом транспортных средств занимаются практически все компании, представленные на рынке финансовой аренды Северо-Запада. А посему конкуренция в этом секторе самая высокая. Как следствие, маржа минимальная – от 0,5 до 3%. Снижается размер аванса: еще год назад он составлял в среднем 30% от суммы сделки, а в этом – уже 20%. «И хотя практики безавансовых сделок пока нет (этот вариант все-таки для горячих голов), не исключено, что со временем лизинговые компании для привлечения клиентов начнут предлагать и такие схемы работы», – считает Вячеслав Братчиков.

Заманить клиента только низкими тарифами все труднее и труднее, и лизингодателям приходится идти на дополнительные траты, оказывая сопутствующие услуги. Избалованные повышенным вниманием клиенты уже не удивляются, когда им предлагают услуги по страхованию приобретаемых транспортных средств, таможенной очистке, проведению технического осмотра и даже берут на хранение зимнюю и летнюю резину.

По словам директора петербургского филиала «Райффайзен-Лизинг» Андрея Донченко, особый интерес у клиентов вызвала новая услуга, позволяющая приобретать в лизинг легковые автомобили с дополнительным сервисом, связанным с эксплуатацией транспортного средства (техническое обслуживание, мойка, хранение колес, заправка).

Вместе с предоставлением дополнительных сервисов лизинговые компании максимально упрощают условия (иногда достаточно заполнить одну анкету), а также сокращают сроки проведения сделок по лизингу автотранспорта. «Скоринговые программы – актуальная тенденция на рынке. Они позволяют упростить стандартные лизинговые процедуры и сократить время принятия решений при рассмотрении лизинговой заявки до одного дня. Кроме того, скоринговые программы подразумевают минимальный пакет документов со стороны лизингополучателя», – объясняет генеральный директор «Техноспецсталь-Лизинг» Ольга Жарницкая. При этом она отмечает, что такая стандартизация подходит для лизинга относительно недорогих видов ликвидного автотранспорта и техники, например легковых автомобилей. Ограничением является стоимость предмета лизинга – до 10 млн. рублей.

«В прошлом году такие программы существовали только для лизинга легкового автотранспорта, а теперь они получили развитие в направлениях лизинга строительной техники и грузового автотранспорта», – говорит генеральный директор «Интерлизинг» Кирилл Царев.

Некоторые старожилы рынка – крупные компании с пятнадцатилетним стажем – воспринимают это новшество настороженно, считая, что оно приведет к росту неплатежей, объем которых на сегодняшний день составляет примерно 1% от суммы сделок. Но сопротивляться рыночным тенденциям они не в силах, поскольку после отмены в 2002 году лицензирования лизинговой деятельности на рынке постоянно появляются новые агрессивно настроенные игроки, которые энергично осваивают лизинг автотранспорта и уже жадно поглядывают на весьма перспективный, но пока слаборазвитый сектор коммерческой недвижимости.

Ростом не вышел

По словам коммерческого директора компании «Прогресс-Нева Лизинг» Андрея Майданика, интерес к лизингу недвижимости растет довольно активно. «В 2006 году к нам поступило всего шесть обращений, а в этом году – по пять-шесть заявок в месяц», – подсчитал Андрей Майданик.

Однако существует целый ряд факторов, препятствующих развитию финансовой аренды недвижимости, и спрос в большинстве своем остается неудовлетворенным. «Как правило, рыночная стоимость недвижимости значительно выше ее балансовой стоимости. В этой ситуации продавец имущества значительно увеличивает свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что далеко не всегда устраивает продавца», – объясняет Андрей Донченко. Кроме этого, по его словам, регистрация прав на недвижимость – достаточно длительная и затратная процедура, она заметно усложняет структурирование лизинговой сделки, где очень важно определить точную дату перехода прав собственности на предмет лизинга.

«И наконец, согласно законодательству, земля не может являться предметом лизинга. Поэтому при приобретении лизинговой компанией объекта недвижимости необходимо иными (нелизинговыми) договорами урегулировать права на земельный участок, на котором он расположен. Это также усложняет структуру лизинговой сделки», – добавляет Андрей Донченко.

По словам начальника управления продажами петербургского филиала «Экстролизинг» Александра Десятского, отсутствие четкой процедуры лизинговых сделок с точки зрения регистрации и налогового учета не способствуют популяризации лизинга недвижимости. «Это обусловлено не только несовершенством законодательства, но и отсутствием стабильной судебной практики. Риск применения налоговых санкций в связи с неоднозначным прочтением закона, регулирующего операции, достаточно высок», – добавляет Александр Десятский.

По этим причинам многие крупные компании опасаются браться за недвижимость. «Рынок лизинга недвижимости растет за счет рисковых лизинговых компаний, которые не дожидаются решения всех законодательных неурядиц», – считает коммерческий директор «НОМОС-Лизинг Северо-Запад» Владимир Наймарк.

Но кроме законодательных нестыковок существует, пожалуй, более важный рыночный фактор, тормозящий развитие лизинга недвижимости. «Финансовая аренда предполагает, что лизингополучатель, осуществив лизинговые платежи, выкупает недвижимость. Еще пару лет назад ставки арендной платы и лизинговые платежи были примерно одинаковыми. И тогда компании предпочитали брать недвижимость в лизинг. Но за два прошедших года стоимость недвижимости существенно выросла, резко увеличились сроки окупаемости и ставки аренды оказались заметно ниже лизинговых платежей. То есть раньше можно было выкупить любой объект за восемь-десять лет, взяв его в лизинг. Сейчас сроки окупаемости не опускаются ниже десяти, а то и 15 лет, а многие лизинговые компании не в состоянии увеличить сроки финансирования (они обычно ограничены десятью годами)», – говорит генеральный директор «НОМОС-Лизинг Северо-Запад» Дмитрий Корчагов.

Недремлющее око

За последние годы лизинговые компании привлекли к себе пристальное внимание налоговых органов. Представители фискальных служб не без интереса узнали, что помимо прописанного в законе механизма финансовой аренды предприниматели практикуют так называемый оперативный лизинг – когда лизинговая компания сдает имущество в аренду на короткий срок. Эта разновидность лизинга распространяется в основном на легковые автомобили и строительную технику.

Но особый интерес у налоговиков вызвал процветавший до недавних пор возвратный лизинг. Принцип его простой – завод продает оборудование или недвижимость лизинговой компании, получает за него деньги и тратит по своему усмотрению. И при этом продолжает использовать проданное оборудование и здания. После полной выплаты причитающейся лизинговой компании суммы имущество снова переходит в собственность предприятия. Сотрудникам налоговых органов эта схема показалась подозрительной, они усмотрели в ней стремление предпринимателей минимизировать налоговые платежи, что разумно с точки зрения бизнеса, но неправильно с точки зрения государственных интересов. Спорные вопросы бизнес и фискальные органы решали в судах с переменным успехом. Но от греха подальше лизинговые компании стали щепетильнее относиться к схемам, вызывающим подозрение у налоговиков.

«Если лизинговая компания доказывает, что она осуществила реальное инвестирование в объект лизинга и вернула лизингополучателю (клиенту) временно вложенные оборотные средства предприятия, то такая сделка не должна вызывать у налоговых органов каких-либо нареканий, поскольку она в принципе не отличается от сделки стандартного лизинга, только лизингополучатель и продавец являются одним юридическим лицом.

Конечно, когда внутри какого-то холдинга создается схема для перебрасывания активов с одного предприятия на другое, да еще с налоговыми льготами, это вызывает неприятие у налоговых органов», – рассуждает Владимир Наймарк.

По словам Александра Десятского, в 85 случаях из 100 суд принимает сторону налогоплательщика, то есть лизинговой компании. «Однако судебные разбирательства требуют больших дополнительных трудозатрат на юридическое сопровождение и подготовку документации», – отмечает Александр Десятский. По его мнению, решить проблему можно лишь в многостороннем диалоге с привлечением Минфина, который трактует законодательство не так, как Федеральная налоговая служба. Ликвидация разночтений в законодательстве даст серьезный толчок дальнейшему развитию лизингового рынка, уверены все его участники.

Александр СОЛОГУБ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru


Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь