Служебный автомобиль — это не роскошь, а способ обеспечить максимально удобное перемещение сотрудников для достижения определенных бизнес-целей. Однако не все компании могут позволить себе в один момент заплатить большую сумму за необходимый автомобиль. Специально для них наряду с обычными кредитами существуют специальные лизинговые программы, которые год от года пользуются все большей популярностью у потребителей.
Сделки по лизингу легковых автомобилей занимают значительную долю в портфеле практически всех компаний, занимающихся лизингом. «За последние годы этот вид лизинга получил широкое распространение и стал «поточным», особенно если речь идет о розничном лизинге легковых автомобилей, — говорит заместитель генерального директора компании «Глобус-Лизинг» Андрей Бугров. — Популярным данный механизм стал благодаря минимальному пакету документов, минимальному сроку рассмотрения заявки и минимальному риску по таким сделкам». Рост этого рынка напрямую пропорционален динамике продаж легкового автотранспорта в России. «Если принять во внимание, что в 2005—2006 годах продажи автомобилей в России увеличились вдвое, то примерно так же возрос спрос на услуги финансовой аренды в этой области», — отмечает генеральный директор «Петербургской Лизинговой Компании» (ПЛК) Дмитрий Горизонтов. Сейчас доля автомобильного лизинга в портфелях компаний составляет примерно 50%. В перспективе ожидается, что рынок лизинга автотранспорта будет только расти. По словам коммерческого директора компании «Прогресс-Нева Лизинг» Андрея Майданика, ожидается, что к концу 2007 года рынок автолизинга вырастет на 40—50% и в течение ближайших двух-трех лет продолжит свое динамичное развитие. Александр Рябцев, директор ООО «Икар» (подразделение ГК «Интерлизинг», специализирующееся на лизинге легкового автотранспорта), считает, что темпы роста автолизинга в ближайшие два-четыре года составят не менее 70—100%. «Основной рост рынка будет происходить в регионах, так как рынки Москвы и Санкт-Петербурга значительно ближе к насыщению за счет высокой концентрации лизинговых компаний», — считает господин Рябцев. Во всех компаниях отмечают, что рост рынка обусловлен также популяризацией самой услуги лизинга, — на Западе, например, через лизинг приобретается приблизительно 80% автотранспорта.
Сейчас на рынке автолизинга Санкт-Петербурга работает около 100 лизинговых компаний, и усиление конкуренции в данном случае идет только на пользу потребителям: появляются новые лизинговые программы, позволяющие привлечь различные категории клиентов, увеличиваются сроки лизинга, уменьшается стоимость услуг, появляются дополнительные опции, которые включаются в лизинговые платежи.
Лизинг — услуга, доступная только для юридических лиц, которая позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. «Основное — это то, что, приобретая автомобиль в лизинг, клиент получает абсолютно легальную возможность оптимизации налогообложения, то есть лизинговые платежи относятся на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую прибыль», — говорит начальник отдела лизинга автотранспорта ЗАО «Номос-Лизинг — Северо-Запад» Михаил Лысаков. Кроме того, автомобиль может учитываться на балансе лизинговой компании, а значит, она решает все вопросы, связанные с регистрацией автомобиля в ГИБДД и дальнейшим прохождением техобслуживания. «Приобретая автомобиль в лизинг, вы освобождаетесь от уплаты транспортных налогов и налога на имущество, так как автотранспорт находится на балансе лизингодателя, — поясняет господин Майданик. — При заключении договора лизинга также отсутствует необходимость регистрации собственного автохозяйства».
Клиентом лизинговой компании может стать любое предприятие, независимо от размера, сферы деятельности или численности персонала. Однако, как отмечает господин Рябцев из «Икара», все эти факторы и цель, с которой приобретается автомобиль, во многом влияют на состав и размер приобретаемого автопарка. Таким образом, клиенты условно делятся на три группы. К первой относятся малые предприятия — их собственники, как правило, берут в лизинг автомобили бизнес-класса для использования в представительских и личных целях. Таким образом, лизинг становится альтернативой автокредиту, но, в отличие от последнего, дешевле за счет гарантированных законодательством налоговых льгот. Клиент, принадлежащий к этой группе, обычно обращается за автомобилем стоимостью $30—80 тыс. с периодичностью раз в
А вот господин Горизонтов из ПЛК говорит, что основными клиентами сегодня являются средние и мелкие предприятия с годовой выручкой от 1 млн. рублей. «Для того чтобы ваша заявка на приобретение автомобиля стоимостью около $15 тыс. была одобрена, компании необходимо зарабатывать $40 тыс. в год», — отмечает он. Разные компании предоставляют разные программы лизинга, а часто несколько. Но, как правило, они похожи друг на друга. Например, в Петербургской Лизинговой Компании срок лизинга составляет в среднем до трех лет при первом взносе около 20% и удорожании от 5—6% — настолько возрастает стоимость машины при определенном авансе и сроке лизинга. «Для многих лизингополучателей важным является такой показатель, как сроки принятия решения, поэтому компании стремятся сократить его до нескольких часов», — отмечает Дмитрий Горизонтов. В «Глобус-Лизинге» существует программа «Классический лизинг» с неполным выкупом, когда лизингополучатель за период лизинга выплачивает лишь 70% стоимости автомобиля, а по окончании срока лизинга может вернуть автомобиль в лизинговую компанию и взять в лизинг новый автомобиль либо оплатить оставшиеся 30% стоимости и забрать его в свою собственность. В компании «Прогресс-Нева Лизинг» отмечают, что чем большее количество автотранспорта приобретает клиент и чем больше сумма договора, тем привлекательнее условия ему предоставляются: в частности, происходит уменьшение процента годового удорожания, снижается сумма аванса и пр. Господин Горизонтов отмечает, что сравнивать условия лизинга и кредита нужно, имея на руках всю картину по платежам. Например, по кредиту надо выплачивать 15% годовых, при лизинге — 20%, но при этом налоговые преимущества, которыми обладает лизинг, дают лизингополучателю возможность сократить сумму выплат.
Что касается популярности различных марок машин, то здесь все также зависит от целей, для которых приобретается транспорт. В «Икаре» отмечают, что для руководителей берут автомобили бизнес- и премиум-класса, например Volvo, Audi, Volkswagen, Toyota, Lexus, Mercedes-Benz, BMW, Bentley. Если машины приобретают для сотрудников, то для топ-менеджмента берут те же модели, а для менеджеров среднего звена — Ford Focus, Hyundai и т. п. А вот для использования в рабочих целях, для развозки и т. п. приобретают либо легковые автомобили эконом-класса, либо микроавтобусы. «Если автомобили приобретаются для сотрудников компании, то наибольшим спросом пользуются автомобили Ford Focus и Toyota, — отмечает господин Майданик. — Из автомобилей представительского класса наши клиенты чаще всего приобретают Land Rover и Nissan Teana».
Особенностью работы с лизинговыми компаниями является то, что они могут предоставлять скидки при покупке автомобилей. Михаил Лысаков из «Номос-Лизинга» отмечает, что эти скидки могут быть как от дилера, так и от производителя. В «Глобус-Лизинге» говорят, что у компании заключены договоры на предоставление скидок с такими автопроизводителями, как Volvo, Renault, BMW, General Motors, что позволяет, в свою очередь, снижать платежи для лизингополучателей. «Кроме того, сами дилеры рассматривают нас как VIP-клиентов и предлагают хорошие условия по продаже автотранспорта», — добавляет Андрей Бугров. А ПЛК, например, подписала генеральное соглашение о сотрудничестве с ЗАО «Автобиография», официальным дилером Land Rover и Jaguar в России, поэтому скидки на определенные модели могут доходить до 10%.
МАРИЯ МОКЕЙЧЕВА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|