Сегодня особенно сильная конкуренция — в сегменте лизинга легкового транспорта. Это связано с тем, что данный вид наименее рискован, а ликвидность предмета лизинга достаточно высока. Но в последнее время конкурентная борьба усиливается и в сегменте грузовых автомобилей, особенно с выходом на рынок лизинговых компаний от зарубежных автопроизводителей. Все это приводит к улучшению условий для клиентов. Лизинговые компании снижают процентные ставки, уменьшают величину аванса, увеличивают срок лизинга, упрощают процедуру, уменьшают срок рассмотрения сделки и т. д. В график лизинговых платежей включаются платежи по страхованию автотранспорта, расходы по регистрации. Компании постепенно снижают требования по оценке кредитоспособности потенциального лизингополучателя, рассматривают минимальный пакет документов, внедряют скоринговые модели, уменьшают сроки принятия решения о финансировании, что, в конечном счете сказывается на скорости проведения сделок.
Ставки снижаются
«Постоянно растущая конкуренция на рынке лизинговых услуг заставляет игроков идти на снижение комиссий и процентных ставок, оказывать дополнительные услуги клиентам. Например, мы снизили свою комиссию до 2%. Процент за пользование денежными средствами равен средней банковской ставке и может варьироваться в зависимости от сроков договора лизинга, — рассказывает Заместитель начальника отдела лизинга компании «МАЗсервис» Ярослав Грицук. — С такими данными удорожание предмета лизинга у нас составляет 10% в год. При этом предпродажная подготовка и ТО-1000 уже включены в цену автомобиля и никак не влияют на удорожание в процессе лизинга».
Компании сейчас предоставляют широкие возможности для приобретения новых автомобилей, расширяя ассортимент машин, снижая цену, предоставляя скидки и льготные условия приобретения. Они являются крупными покупателями автотранспорта в России, поэтому могут получать от автопроизводителей и их дилеров скидки. Эти скидки удешевляют стоимость финансирования. В некоторых случаях данные скидки позволяют лизингополучателю взять автомобиль в лизинг с нулевым удорожанием, то есть по такой же розничной цене, но при этом в рассрочку на год и более. Например, в Europlan клиент получает специальные предложения как минимум по 27 маркам автомобилей.
Дополнительные услуги
Автолизинг меняет не только условия финансирования. В моду все больше входит лизинг с полным набором услуг, так называемый операционный лизинг. Лизинговые компании стали предлагать не только услуги по финансовой аренде (лизингу) автомобилей, но и дополнительные опции к ней. «Как правило, клиенты нашей компании пользуются от нас услугами регистрации и прохождения ГТО, регулярным техническим обслуживанием автомобилей, сезонным хранением шин, предоставлением подменных машин, помощью на дорогах. Для этой цели у компании подписаны соглашения с ведущими провайдерами данных услуг, и уже обслуживается по такой схеме значительная доля парка автомобилей», — рассказывает директор по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Кроме того, сейчас автолизинг позволяет предприятию переложить на лизинговую компанию ведение хозяйственной деятельности по содержанию автотранспорта на балансе. Как результат — упрощается сама процедура эксплуатации автомобиля. Это, в свою очередь, сделало данную услугу более привлекательной для широкого круга лизингополучателей. Так, за восемь
месяцев текущего года компания Europlan уже перевыполнила результаты всего
предыдущего года, передав в лизинг своим клиентам более 8500 единиц транспортных средств. По результатам 2007 года компания намерена преодолеть беспрецедентную для российского автолизинга отметку в 12 000 единиц транспорта.
«Уже сегодня привлекательность того или иного продукта на финансовом рынке России определяет не только цена, но и качество и комфорт. Все больше клиентов желают получить не только финансирование, но и перечень дополнительного сервиса, который позволяет освободиться от непрофильных задач, — отмечают в компании «Центр-Капитал». — Речь идет, прежде всего, об операционном лизинге автотранспорта и сопутствующих ему направлениях
бизнеса. В этом сегменте наблюдается динамика уверенного роста спроса. Если раньше основными потребителями данной услуги были в основном нерезиденты и компании с иностранным капиталом, то сегодня все чаще операционным лизингом автотранспорта интересуются российские предприятия, осознавшие его преимущества». Например, клиентами «МАЗсервиса» сейчас являются крупные автотранспортные и строительные предприятия, имеющие в своем парке не один десяток единиц автотехники, полученной по лизингу, предприятия среднего бизнеса, занимающиеся перевозками, а также частные предприниматели, которым получить технику в лизинг проще, чем приобрести на свои или заемные деньги.
Спрос на строительную технику растет
Наибольший рост происходит в наиболее обширном сегменте легкового транспорта, что обусловлено общими тенденциями роста частного и корпоративного автопарка в стране. «Сегодня наиболее популярными марками являются автомобили в ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. долл. И здесь спрос определяют крупные корпоративные клиенты, приобретающие не один десяток автомобилей», — отмечают в компании «Центр-Капитал». Кроме того, потенциал роста имеется у коммерческого транспорта и строительной техники. Растет спрос на краны, автобетоносмесители, самосвалы. «В настоящее время большим спросом у потенциальных клиентов пользуется строительная техника?- самосвалы, автобетоносмесители, автобетононасосы, краны — в связи со все увеличивающимся строительным бумом и растущим спросом на недвижимость, лесовозная техника — в связи с близким началом сезона лесозаготовительных работ, а также изотермические фургоны и
полуприцепы, спрос на которые традиционно вырастает осенью и весной», — рассказывает Ярослав Грицук из «МАЗсервиса». Рост спроса на лизинг специальной техники подтверждают и в лизинговой компании «КамАЗ». «В связи с тенденцией роста спроса на лизинг специальной автотехники, а также другой дорожной и строительной техники с 2007 года мы стали работать по лизингу дорожной и строительной техники, не ограничиваясь только спецтехникой на шасси «КамАЗ», — рассказывают там.
Сделки будут прозрачнее
Поэтому в лизинговой отрасли прогнозируют дальнейшее стремительное развитие сегмента автолизинга. И в первую очередь компаниями начнет активно внедряться полный операционный автолизинг, поскольку спрос на него сегодня превышает предложение, существующее на рынке. «В конце текущего года для победы в усиливающейся конкурентной борьбе все больше компаний будет переходить на автоматизированное принятие решений и оформление договоров. Сделки станут прозрачнее для клиентов, и лизинг по популярности станет сопоставим с кредитом,— предсказывают в компании Europlan. — Лизинговые компании будут предлагать все больший набор дополнительных услуг. Прогнозируется приход крупных западных лизинговых компаний и западных банков, которые будут заинтересованы в приобретении наиболее успешных российских лизинговых компаний. Не исключаем приход известных финансовых подразделений автопроизводителей в силу роста продаж автомобилей, который сохранится в 2008 году».
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|