Интервью с генеральным директором ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максимом Агаджановым
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского рынка лизинга, и в частности такого его сегмента, как лизинг железнодорожного подвижного состава?
— В настоящее время на лизинговом рынке продолжается небольшое падение объема сделок, начавшееся еще в третьем квартале 2012 года. Но это временное явление: потенциал лизинга как финансового инструмента, безусловно, существует.
Что касается сегмента железнодорожного транспорта, то снижение объема сделок затронуло и его: снизились ставки аренды, уменьшилась стоимость универсального состава, сократились инвестиционные программы основных игроков. В 2012 году производство грузовых вагонов достигло исторического максимума, однако в январе оно упало на 11%, и снижение спроса продолжается. Рынок рассчитывает на господдержку, в том числе на введение запрета на продление сроков эксплуатации вагонов, но, по оценкам аналитиков, их производство все равно сократится на 45%.
В первом полугодии 2013 года эксперты ожидают очередного снижения арендных ставок. Своего минимума — 700—750 руб. в сутки — они могут достигнуть летом. После этого произойдет стабилизация и восстановление рынка, если, конечно, государство не примет дополнительных мер по его поддержке.
— Сегмент лизинга железнодорожного подвижного состава теряет позиции основного драйвера рынка. Какие направления могут прийти ему на смену?
— Большой потенциал есть у рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей. По предварительным оценкам, его доля в России за 2012 год составила 17%. В Европе этот показатель равен 42%, что объясняется не только структурой перевозок, но и активным развитием продуктов в сфере оперативного лизинга, лизинга корпоративного автопарка. В России же лизинговые компании только начинают предлагать клиентам не просто финансовую услугу — автолизинг, а целый пакет сервисов, включающий в себя, например, сервисное обслуживание. Спрос на такие продукты существенный. Также интересны сегменты авиатранспорта, строительной техники и оборудования.
— Изменятся ли тенденции рынка в текущем году?
— В настоящее время рынок лизинга в России зависим от крупных проектов. И, учитывая его высокую концентрацию, эта тенденция, вероятно, будет сохраняться. Мы также продолжим работу в сегменте крупной корпоративной клиентуры.
— Каковы основные достижения компании «Газпромбанк Лизинг» в 2012 году?
— В сентябре 2012 года мы были пятыми среди лизинговых компаний России по объему нового бизнеса в рэнкинге агентства «Эксперт РА», в ноябре — уже четвертыми. Это результат активной работы: объем нового бизнеса «Газпромбанк Лизинг» по итогам 2012 года составил 52,7 млрд руб. — почти 100-процентный рост по сравнению с 2011 годом; размер лизингового портфеля — более 72 млрд руб. Портфель компании диверсифицирован и сбалансирован. По итогам рэнкинга агентства «Эксперт РА» «Газпромбанк Лизинг» является лидером сегмента лизинга оборудования для нефтедобычи и переработки. Доля оборудования для нефтяной и газовой отраслей составляет более 30% от лизингового портфеля компании.
В июне 2012 года агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой устойчивости «Газпромбанк Лизинг» на уровне А+ (очень высокий), также рейтинги на уровне А+ присвоены всем компаниям группы.
— Какие задачи ставит перед собой компания?
— Задачи амбициозные. Мы планируем улучшить свои позиции в рейтингах лидеров лизингового рынка России и крупнейших лизинговых компаний Европы, усилить региональную экспансию, увеличить объем лизингового портфеля; запустить специализированные продукты по лизингу судов, авто/спецтехнике, операционному лизингу буровых установок.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|