Жесткая сцепка
Обновление парка локомотивов обойдется «Укрзализныце» дороже, чем предполагалось.
В «Укрзализныце» (УЗ) не могут найти финансирование для самого амбициозного проекта по закупке локомотивов. УЗ и Внешэкономбанк почти год обсуждали выделение кредита с оценочной суммой $3,5 млрд для закупки 509 машин, но так и не достигли соглашения. Теперь в администрации УЗ рассчитывают взять эту технику в лизинг, что обойдется дороже займа, отмечают эксперты.
«Укрзализныця» обновит парк локомотивов по схеме лизинга, сообщил министр инфраструктуры Владимир Козак на брифинге в понедельник. «К сожалению, договориться с Внешэкономбанком о привлечении кредита мы не смогли. Поэтому на прошлой неделе мы объявили конкурс по выбору лизингодателя»,— заявил министр. По его словам, участием в конкурсе заинтересовались несколько компаний, среди которых «ВЭБ-лизинг».
С Внешэкономбанком (ВЭБ) УЗ договаривалась о привлечении займа с июля 2011 года и неоднократно заявляла, что близка к подписанию соглашения о займе 28,5 млрд грн ($3,56 млрд) для закупки 509 локомотивов. Для обновления парка УЗ даже договорилась с производителями, причем на гораздо меньшую сумму — 460 локомотивов должны были обойтись администрации в $1,8 млрд. 300 готов поставить Новочеркасский электровозостроительный завод, 110 — «Электровозостроитель» и 50 — «Уральские локомотивы».
Почему не удалось договориться о привлечении займа, ни в ВЭБ, ни в УЗ не комментируют. Однако в банке утверждают, что не прекращали переговоры с «Укрзализныцей». «Работа по сделке продолжается, и официальных уведомлений от украинской стороны о прекращении переговоров ВЭБ не получал»,— сообщили в пресс-службе банка.
Лизинг обойдется «Укрзализныце» дороже кредита, уверен глава аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. «Ставки лизинга обычно выше кредитных. Поскольку за администрацией в этом случае остается право отказаться от последующего выкупа локомотивов, лизингодатели обычно закладывают эти риски в стоимость услуги»,— говорит господин Паращий. Но УЗ оказалась в безвыходном положении — монополия много лет не обновляла свой парк, поэтому теперь вынуждена закупать большие объемы техники.
В пресс-службе администрации говорят, что официально конкурс еще не объявлен. «До тех пор пока не будет утвержден финансовый план железных дорог, администрация не может распоряжаться своими средствами. Совет «Укрзализныци» планирует рассмотреть его в марте»,— отметили в администрации. При этом все подготовительные работы по конкурсу уже проведены, добавили в пресс-службе Мининфраструктуры, отказавшись сообщить подробности.
С «Укрзализныцей» готовы сотрудничать многие финансовые организации — это достаточно надежный заемщик, утверждает первый заместитель председателя правления Укргазбанка Станислав Шлапак. Но такую значительную сумму могут обеспечить лишь несколько крупнейших финансовых групп. А согласно нормативам НБУ, сумму в 28 млрд грн не способен предоставить ни один украинский банк. «С таким ресурсом не так уж и много игроков. Скорее всего, это будут структуры, принадлежащие крупным банкам, например «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг»,— говорит господин Шлапак. В «ВТБ Лизинг», которая давно сотрудничает с УЗ, вчера комментарии не предоставили.
Подобные переговоры обычно ведутся на уровне правительств или даже первых лиц двух государств, отмечает аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко. «Если не удалось договориться с самым крупным банком России — ВЭБ, то маловероятно, что на это пойдет ВТБ»,— считает господин Андрейченко. Он предполагает, что в новом конкурсе могут принять участие и малоизвестные компании. Например, в прошлом году до сих пор не известная на лизинговом рынке компания «Премьер Лизинг» выиграла сразу два конкурса на предоставление около 5 тыс. грузовых вагонов УЗ на общую сумму 5 млрд грн.
Андрей ЛЕДЕНЕВ, Елена СИНИЦЫНА
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|