Результаты работы Елены Скрынник в «Росагролизинге» вызвали массу подозрений у нового руководства этой госкомпании: ведь техника для аграриев закупалась не у заводов-производителей, а у компаний-посредников, связанных с самой Скрынник, — причем по явно завышенным ценам. Вчера примеры такого «бизнеса» привел «НГ» старший советник нынешнего гендиректора «Росагролизинга» Евгений Зеленский.
Счетная палата уже объявила о том, что долги «Росагролизинга» при Скрынник были значительно выше, чем заявляет сегодня экс-министр: не 1 млрд., а 3,3 млрд. руб. — это данные на январь 2009 года. А в марте 2009-го, когда Скрынник ушла из «Росагролизинга», долг компании только по лизинговым сделкам вырос до 5,3 млрд. руб. «Но указанные цифры — это только просрочка лизингополучателей. А были еще и долги поставщиков. «Росагролизинг» перечислил им и не получил товары на сумму 30,7 миллиарда рублей — это данные на март 2009 года», — говорит Зеленский.
За этой общей статистикой убытков скрываются крайне сомнительные сделки, когда техника закупалась через посредников, связанных с самой Скрынник по завышенным ценам. Хотя ту же самую технику можно было купить у производителей гораздо дешевле. Не случайно оплаченная из бюджета техника оставалась на складах — ведь аграрии не хотели покупать ее по неадекватным ценам.
Например, трактора «Беларус» закупались не у производителя — Минского тракторного завода, а у некоей компании «Сарэкс», связанной с «Русской медицинской компанией», созданной лично Скрынник.
«В результате при цене трактора «Беларус 1221.2» в 2008 году 1,17 миллиона рублей «Росагролизинг» покупал такой же трактор уже по цене свыше 1,47 миллиона рублей. Приобретаемая по повышенной цене техника ставилась на склады, поскольку аграрии по предлагаемой цене эту технику не приобретали. На 2008 год на складах скопилось 4427 единиц техники на сумму 5,8 миллиарда рублей. В связи с переходом Скрынник на должность министра в Минсельхоз России «Сарэкс» были проданы весной 2009 года Концерну тракторные заводы. Для повышения привлекательности «Сарэкса» «Росагролизинг» заказал и оплатил в качестве 100% предоплаты 4,3 миллиарда рублей за 4000 тракторов с обязательством «Росагролизинга», подписанным лично Скрынник, о приобретении еще 20 тысяч тракторов, в том числе с ценой 1,5 миллиона рублей за трактор «Беларус 1221.2» до 2015 года. При этом на момент перечисления 4,3 миллиарда рублей «Сарэкс» не поставило «Росагролизингу» тракторов на 780 миллионов рублей.
Только в 2010 году новое руководство «Росагролизинга» отказалось от этих сомнительных контрактов — с поставщиками было заключено мировое соглашение о том, что техника будет поставляться по более низкой стоимости с фиксацией суммы долга перед «Росагролизингом», но это только одна из историй с поставщиками», — говорит советник нынешнего гендиректора «Росагролизинга».
В целом только 32% всей приобретенной техники закупались напрямую у заводов-изготовителей. А подавляющая ее часть (68%) закупалась через посреднические организации. «Только за один год, таким образом, в чьих-то карманах осело 11,5 миллиарда рублей. При этом поставщики техники выбирались не самые лучшие. И только те, что были допущены к работе технической комиссией, созданной Минсельхозом России в статусе рекомендующего цену. Причем «Росагролизинг» был вправе отказаться от этой рекомендации. Закупали технику не в сезон у посредников, то есть покупали то, что посредникам не удалось сбыть в сезон», — говорит Евгений Зеленский. Для сокрытия реальной задолженности перед проверяющими заключались соглашения о реструктуризации, о переносе сроков платежей или путем поставки в адрес «Росагролизинга» несуществующего товара.
Техника предлагалась фермерам по завышенным ценам и на кабальных условиях.
На сегодняшний день 49% просроченных обязательств по договорам, заключенным при прежнем руководстве, приходятся на 10 крупных контрагентов. При этом все они проходят либо процедуру банкротства, либо самоликвидации. На практике недвижимое имущество в залог не принималось, а гарантом обязательств по оплате были сами же должники, которые фактически поручались друг за друга.
«А когда наступил период неплатежей, который искусственно сдерживался за счет так называемых бестоварных сделок, нынешнее руководство «Росагролизинга» столкнулось с тем, что долг есть, а никакого имущества у должника — нет, — сетует Зеленский. — Десять самых крупных контрагентов «Росагролизинга» в период руководства Скрынник по факту не являлись сельхозтоваропроизводителями, а занимались передачей имущества в субаренду».
До 2010 года «Росагролизинг», имея действующий договор с КамАЗом, поставлял такую же технику по договору с «Автоагромашем», созданным компанией, в свое время учрежденной самой Скрынник. А «Автоагромаш», который курировал брат экс-министра, продавал грузовики с 25-процентной наценкой. Формально договор с КамАЗом был, но заключен он был через посредников. По сути, завышенная на 25% стоимость грузовиков ложилась на плечи сельхозтоваропроизводителей, а выгоду получала фирма, созданная Скрынник.
Сегодня, по словам Зеленского, «Росагролизинг» работает напрямую с заводами-изготовителями, многие из которых предоставляют компании скидки, большие, чем у дилеров. Кроме того, новое руководство «Росагролизинга» добилось согласия заводов-изготовителей на увеличение гарантийных сроков на поставляемую на условиях федерального лизинга технику и оборудование в 1,5—2 раза без дополнительных финансовых затрат и взимания дополнительной платы.
Сергей КУЛИКОВ, Михаил СЕРГЕЕВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|