Учитывая опыт последнего кризиса, лизинговые компании осторожничают в связи с возможной эскалацией экономических проблем и занялись пересмотром своих принципов риск-менеджмента.
Лизинговый рынок в 2012 году развивался в русле противоречивых тенденций. Спрос на лизинговые услуги оставался стабильным, однако темпы прироста замедлились по сравнению с предыдущим годом. Ряд лизинговых компаний почувствовали ужесточение подхода со стороны банков. И несмотря на растущие риски в экономике, многие лизингодатели смягчили условия предоставления финансирования, чтобы удержать клиентов.
В прошлом году лизингодатели фиксировали рекордные темпы роста нового бизнеса — сумма заключенных сделок оказалась максимальной за всю историю. По данным «Эксперт РА», объем новых сделок достиг 1,3 трлн рублей — на 79% больше, чем в 2010 году. Прогнозы по текущему году более консервативны — 20—30%. Но лизингодателей такие цифры вполне устраивают, с учетом того, что инвестиционный спрос в целом в России и на Северо-Западе в частности по-прежнему буксует. «По сравнению с первым полугодием динамика заключения сделок возросла. У нас на 1 ноября прирост нового бизнеса составил 25%, — рассказывает руководитель отдела маркетинга ГК „Балтийский лизинг» Евгений Колесов. — Лизинговый портфель увеличился на 34%. Эта динамика полностью отражает развитие рынка в целом и соответствует прогнозам экспертов. Хотя сейчас темпы роста снизились, годовой прирост нового бизнеса с учетом текущей тенденции рынка порядка 25—30% к 2011 году — реальная цифра».
Драйверами рынка в объемном выражении по-прежнему выступали капиталоемкие сделки по лизингу подвижного состава и авиатехники. Доля подобного лизингового имущества — порядка 60%. При этом сегментом, наиболее востребованным и клиентами, и лизинговыми компаниями, остается легковой транспорт. «Спрос на автолизинг продолжает увеличиваться параллельно с авторынком России. Согласно статистике аналитического агентства «АВТОСТАТ», в текущем году суммарный объем рынка легкового и коммерческого автотранспорта в стране составит 3 млн 48 тыс. единиц, что на 10% больше аналогичного показателя прошлого года», — подтверждает генеральный директор компании «CARCADE Лизинг» Лариса Власова.
Помимо легкового транспорта, по наблюдениям начальника кредитного отдела компании «СЛК» Антона Малышева, были также востребованы грузовой транспорт, спецтехника, автобусы и машиностроительное оборудование. Восстановление объемов строительства, в том числе дорог и инфраструктуры, требует все большего объема техники, поэтому весьма велик спрос на самосвалы, экскаваторы, погрузчики, причем все большую долю на рынке занимает китайская техника, качество которой повышается, отмечает директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.
Затишье перед бурей
Розничный лизинговый сегмент традиционно является быстрорастущим: здесь спрос со стороны предприятий наиболее стабилен, имущество высоколиквидное, а система риск-менеджмента понятна и технологична. В уходящем году многие лизингодатели стремились снизить концентрацию портфелей на крупных сделках и развивать розницу, что обусловлено в том числе неясным сценарием развития экономики. «Это направление более привлекательно с точки зрения сохранения устойчивости бизнеса», — поясняет Евгений Колесов.
В течение года конкуренция в рознице усиливалась, одновременно происходило услиление давления на этот рынок со стороны государственных лизинговых организаций, продолжает директор «Интерлизинга» Михаил Демченко. В таких условиях лизингодатели идут на смягчение условий финансирования. «В этом году мы не только не ужесточали требования к клиентам (хотя стоит заметить, что в первой половине года были готовы к этому), но и смягчили их во второй половине года», — подтверждает Лариса Власова. Это объясняется не только конкуренцией, но и тем, что участники рынка пересмотрели сценарий развития отрасли в 2012 году в сторону более оптимистичного, дополняет она.
Впрочем, корректировки в риск-менеджменте в сторону ужесточения происходили, но они скорее касались не конкретных программ и продуктов, а подхода к работе с рисками в целом. Период после кризиса 2008 года стал временем избавления от эйфории. Ранее лизинговый рынок рос как на дрожжах, и казалось, что так будет всегда. И ситуация диктовала методы работы: развитие, захват новых рынков и сегментов. «Кризис послужил холодным душем для всех, а некоторые замерзли совсем. В истекающем году субъекты рынка уже учитывали опыт прошедших лет и скорректировали свои модели бизнеса в сторону создания резервов и механизмов, которые позволят пережить новый возможный кризис с меньшими, нежели четырьмя годами ранее, потерями», — рассуждает Сергей Калинин.
По его словам, прогнозы аналитиков, сигналы, поступающие от властных и близких к ним структур, свидетельствуют о высокой вероятности наступления новых кризисных явлений. Поэтому ведущие лизингодатели крайне осторожны. Многие занялись пересмотром своих принципов риск-менеджмента, создают информационно-аналитические системы, наблюдается взаимодействие служб безопасности лизинговых компаний (даже конкурирующих). «Я бы выделил как основной признак уходящего года следующее: ожидание нового кризиса», — говорит Калинин.
Что касается просроченной задолженности, то на лизинговом рынке точные цифры не принято афишировать, но лизингодатели считают, что на данный момент этот показатель находится на приемлемом уровне. В том числе и потому, что качество сделок, заключаемых после кризиса, гораздо выше. Тем не менее высокая конкуренция и, как следствие, смягчение условий финансирования, а также растущие экономические риски создают вероятность увеличения просрочки.
«В последние несколько месяцев ситуацию с просроченными платежами удалось стабилизировать, мы медленно двигались в сторону снижения уровня просроченной задолженности, — комментирует Евгений Колесов. — Однако мы не готовы назвать ситуацию устойчивой, поскольку оживление на рынке, принятый курс на рост лизингового портфеля, поиск возможностей для ускоренного рассмотрения заявок клиентов и принятия решений по финансированию объективно предполагают зависимость возникновения долгов от величины вкладываемых ресурсов. Конечно, мы также стараемся совершенствовать риск-менеджмент». С учетом общих тревожных ожиданий и нестабильности мировой экономики ситуация напоминает затишье перед бурей. «Мы уже сталкиваемся с периодическими задержками по вновь заключаемым договорам, в том числе с изъятием имущества», — поделился Колесов.
Конечно, когда новый бизнес растет высокими темпами в условиях жесткой борьбы за клиентов, просрочка неизбежна, и она есть у каждой лизинговой компании. Главное, чтобы частные случаи в каждой компании не переросли в тенденцию. В случае эскалации кризиса это вполне вероятно, полагают лизингодатели, но такого долгового коллапса, как в 2008 году, скорее всего, удастся избежать.
Угрозы остаются
Еще одним трендом уходящего года стало некоторое ужесточение банками подходов к финансированию лизингодателей, по причине того что первые столкнулись с ограничением ликвидности, а также необходимостью докапитализации. Крупных лизингодателей это затронуло в меньшей степени, однако тенденцию отмечают и они. «Субъективные ощущения таковы, что получать ресурсы в банках стало сложнее. С одной стороны, большинство из них уже представляют, как работать с лизинговыми компаниями и регулировать собственные риски в рамках установленных нормативов, — размышляет Сергей Калинин. — С другой — достигнутые объемы бизнеса лизингодателей требуют довольно крупного финансирования, и это уже стало ограничением. Кроме того, проблемы в еврозоне уменьшают приток капитала из традиционных финансовых центров».
Как следствие, выросли ставки привлечения для лизингодателей — в среднем на 1%, в ряде случаев произошло увеличение срока моратория на досрочное погашение. Однако участники рынка рассчитывают, что банки, заинтересованные в росте портфеля и столкнувшиеся с низкой кредитной активностью реального сектора, вряд ли станут дальше ужесточать условия для надежных лизингодателей.
В целом лизинговые компании позитивно оценивают уходящий год. Прогнозы же на 2013 год более туманны. Главной угрозой остается негативное развитие экономического сценария, хотя остаются и специфичные для отрасли риски. По словам Михаила Демченко, это возможная отмена налога на амортизируемое движимое имущество, из-за чего лизинг [индекс] потеряет одно из своих главных преимуществ — экономию лизингополучателя на этом налоге. А также отсутствие единой концепции развития отрасли, противоречивая судебная практика. Антон Малышев добавляет, что продолжится ужесточение конкурентной борьбы, в связи с чем возможно снижение доходности лизинговых операций.
Санкт-Петербург
Ольга ВЕЛИКАНОВА
Руководитель отдела продаж лизинговой компании «Балтинвест» Ольга Мартынова:
— Если в течение 2011 года мы говорили о восстановлении рынка, оживлении спроса, то в отношении 2012-го могу констатировать, что рынок встал с колен. Компании видят определенные перспективы и заключают контракты уже не на десятки, а на сотни миллионов рублей. Если в прошлом году основное увеличение спроса происходило в сегменте легкового транспорта, то теперь подобную тенденцию можно наблюдать по грузовой и строительной технике.
В начале года многие лизингодатели стали активно смягчать условия финансирования, опережая рыночную ситуацию. На тот момент столь преждевременный откат настораживал, но теперь все к данному тренду привыкли и особого беспокойства он не вызывает. Конечно, в случае острых проблем в экономике это может привести к росту плохих долгов. Хотя мы уже год живем при второй волне кризиса, приспособились к этим условиям и пока никаких коллапсов на лизинговом рынке не произошло. Летом и осенью очень многие лизингодатели активно набирали персонал, в том числе менеджеров по продажам, а значит, просчитывали перспективы и сочли подобные шаги адекватными рынку. В августе-сентябре наблюдалась буквально борьба за новые кадры.
В кризис мы научились бороться с просрочкой. Конечно, стопроцентных решений нет, но мы теперь знаем, где подстелить соломки. Это касается и юридических аспектов, и службы безопасности. Понимаем, в каких случаях не стоит идти на уговоры клиентов, а когда можно закрыть на что-то глаза. Стоимость финансирования почти не увеличилась, скорее лизингодатели стали сокращать маржу, ведь банки ставки повысили. Когда компания уже стала твоим клиентом, нельзя по следующему контракту безосновательно повышать ставку: такие меры приведут только к ее уходу к конкурентам.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|