Лизинговым компаниям становится все интереснее малый бизнес в качестве стратегического клиента. Самое время игрокам рынка активно включаться в работу над повышением количества и качества финансовой аренды.
Сжато выражаясь, лизинг — это долгосрочная финансовая аренда имущества с последующим правом выкупа (возможно, и без выкупа), которая обладает налоговыми преференциями. Так, поскольку лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, лизингополучатель экономит на налоге на прибыль. Следующее преимущество — экономия на налоге на имущество: предмет лизинга может числиться на балансе лизинговой компании, которая предоставляет финансирование. Также законодательно закреплена за лизингом экономия на НДС, когда предприниматель получает зачет НДС по лизинговым платежам.
Кроме того, клиент не обязан предоставлять дополнительный залог, что, как правило, требуется при кредите; достаточно внести авансовый платеж, и сделка начинает финансироваться.
Дополнительная преференция для лизингополучателей — это ускоренная амортизация, которая применяется к предметам лизинга некоторых категорий (к ним относятся, например, автомобили). Таким образом, здесь учитывается реальный износ предмета лизинга, позволяя получать дополнительную выгоду в сравнении с обычным кредитом.
Больше разных игроков!
Имеет смысл оговориться: ни в коем случае не следует считать, что лизинг лучше кредита. «Каждая сделка по привлечению финансовых ресурсов должна рассматриваться в разных вариантах — как для кредита, так и для лизинга, — поясняет директор ООО «Вита-лизинг» Юрий Носков. — Клиент должен принять решение, каким из этих инструментов воспользоваться, исходя из финансового состояния организации и других факторов. Само собой, выбор следует делать в пользу более выгодного варианта — ведь преимущества есть и у кредита, и у лизинга. Нередко предприниматели отдают предпочтение первому, потому что на региональном рынке лизинга не находят устраивающего их предложения».
Принципиальные причины такого положения дел лежат на поверхности. Во-первых, игроки тщательно оценивают свои риски, прежде чем заключать сделку. Юрий Носков подтверждает эту мысль примером из сегмента, в котором функционирует возглавляемая им организация: «Мало кто активно работает в сельском хозяйстве, разве что Лизинговая компания «Уралсиб», ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «Росагролизинг». Причина проста — повышенные риски». Во-вторых, число работающих в Рязанской области лизинговых компаний насчитывает чуть более десятка, что автоматически сужает выбор для потенциального клиента, нуждающегося в финансовой аренде.
Ресурсы в кредит
Основную конкуренцию на рынке лизинга в регионе составляют фирмы с государственным капиталом, а также крупные частные компании. Оксана Алтынова, директор филиала в Рязани одной из таких — Europlan, считает, что лидерство игрока складывается из множества факторов: «Первый из них — это надежный источник финансирования. Кроме того, компания должна обладать широкой региональной сетью, чтобы обеспечить максимальное удобство для своих клиентов. Необходимо также развивать партнерские программы с поставщиками оборудования на региональном уровне, делая приобретение основных средств более доступным для заказчиков, а также на федеральном уровне — с ключевыми представительствами».
Для того чтобы попытаться конкурировать с крупными игроками, «малыши» обязательно должны обзавестись банком-партнером, иначе невозможно совершать крупные сделки (более 1—2 млн рублей). Без «длинных» и «дешевых» денег лизинговые компании обречены на прозябание.
Спрос в регионе на лизинговые услуги, по признанию экспертов, растет. Юрий Носков считает, что популярность лизинга в регионе начала повышаться во многом благодаря выполнению долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010—2014 годах». Она, в частности, предусматривает проведение конкурсов по отбору субъектов МСП для получения субсидий на возмещение части затрат на приобретение оборудования и транспорта. По информации сайта Министерства экономического развития и торговли Рязанской области, на начало октября 2012 года «субсидии по лизингу в размере 38,6 млн рублей получили 80 малых и средних предприятий. Всего в этом году на лизинг выделена сумма более 50 млн рублей».
Впрочем, Юрий Носков высказал одно критическое замечание по поводу реализации этой программы: «Бывает так, что договор лизинга заключается в одном календарном году, а предмет лизинга передается лизингополучателю уже в следующем году. Такая практика связана с тем, что не каждый предмет лизинга можно приобрести сразу: поставщикам требуется время для того, чтобы его произвести. И вот этот временной разрыв не позволяет лизингополучателю воспользоваться государственными субсидиями, что снижает количество сделок».
Вопрос доступности услуги Ольга Алтынова считает крайне важным, то есть сколько лизинговых компаний готовы предложить удобное финансирование для клиента, которое будет ему действительно выгодно и поможет развивать бизнес (каков реальный процент удорожания, какие объемы финансирования может предложить лизингодатель, какие дополнительные опции предлагаются). «Есть еще один немаловажный фактор, который также может влиять на достаточность и доступность, — специальные программы от лизингодателя, — продолжает Ольга Алтынова. — Благодаря партнерским программам с автопроизводителями возможно добиться снижения стоимости на определенные марки и модели автомобилей, а развитие дополнительных опций с сервисными, топливными и страховыми компаниями позволяет сделать эксплуатацию предмета лизинга максимально удобной для клиента. Как правило, сейчас ему предлагается договор all inclusive, что означает включение в него дополнительных опций. Этот маркетинговый шаг в первую очередь способствует привлечению внимания к лизингу как инструменту для эффективного развития бизнеса. Тем более для малого и среднего бизнеса, когда предпринимателю важно не отвлекать средства от оборота компании и получить дополнительные опции в рамках договора лизинга. Однако подобное предложение могут сделать лишь ведущие компании, поэтому в подобном случае уместно говорить о недостаточности таких предложений на рынке».
Не было печали
Основными драйверами рязанского рынка лизинга остаются автотранспорт и оборудование. Эта давняя устойчивая тенденция объясняется не только спросом на предмет лизинга, но и стремлением лизинговых компаний работать с высоколиквидным стандартизованным оборудованием.
Но замечены и свежие веяния, которые повлияли на состояние рынка. Многие лизингодатели в августе — ноябре уходящего года зафиксировали падение спроса в ряде сегментов как следствие вступления России в ВТО. «Мы на практике столкнулись с новой проблемой: клиенты приостановили сделку по покупке оборудования, потому что не знали, как поведет себя рынок (молочное производство и производство сахара), на котором они работают или собирались начать деятельность», — отметил Юрий Носков.
Дальнейшее развитие рынка, по мнению некоторых экспертов, может быть ограничено растущими ставками по кредитам. Нестабильность, которая наблюдается на рынках стран еврозоны, и колебания мировых цен на нефть заметно повысили стоимость заемного финансирования. Драйверами роста в 2013 году останутся автотранспорт и различное оборудование, что связано, в частности, с оживлением строительной отрасли.
Оптимистичный сценарий развития рынка представляется вполне вероятным. Хотя проблемы с поиском надежных клиентов и фондированием сделок и останутся в будущем году весьма острыми, лизинговые компании уже начали адаптироваться к новым условиям. Это наглядно видно на примере изменений в банковском регулировании, предполагающем расширение использования рейтингов финансовой устойчивости.
Скорее всего, клиентов, занимающих выжидательную позицию в связи со вступлением России в ВТО и введением утилизационного сбора, станет меньше, и начнет реализовываться отложенный нынешней осенью спрос на дорожную технику и перерабатывающее оборудование.
Что бы ни происходило, потенциал для роста отечественного рынка лизинговых услуг велик. На сегодня проникновение лизинга в валовые внутренние инвестиции, по данным экспертов, составляет в России всего 6,9%, а, к примеру, в Германии — 10,2%, в Великобритании — 15,3%. Тем самым рост лизинга в нашем отечестве неизбежен.
Мнение эксперта
Оксана Алтынова, директор филиала в Рязани Europlan
«Для клиента самым важным показателем в лизинге является удорожание предмета лизинга. Понимание, сколько необходимо вложить денег в развитие бизнеса и каков реальный срок возвращения этих средств, позволяет ответить на вопрос достаточности и доступности лизинга. Крупнейшие представители лизингового рынка способны предложить клиентам нулевое удорожание».
Юрий Носков, директор ООО «Вита-лизинг»
«Одним из новшеств 2012 года является схема, при которой идет финансирование строительства предмета лизинга. Раньше к такому способу финансирования можно было привлекать только кредит. По этой лизинговой схеме, например, строится ферма для содержания коз в Ухоловском районе Рязанской области».
Олег ПОЛУКАРОВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|