Федеральная антимонопольная служба не разрешила лидеру рынка — ГТЛК — покупать Brunswick Rail, компанию, которая специализируется на оперативной аренде подвижного состава.
По некоторым данным сделку оценивали в 25 млрд рублей.
В релизе ФАС говорится, что усиление доминирующего положения ГТЛК на рынке финансовой / операционной аренды вагонов за счет поглощения частных компаний может негативно повлиять на состояние конкуренции.
В портфеле ГТЛК на начало года 52 процента составлял лизинг вагонов. При этом, отмечает Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА», доля оперлизинга не превышала 1%.
Как предполагают аналитики, приобретение Brunswick Rail, компании, которая специализируется на оперативном лизинге и имеет в этой области серьезные компетенции, позволило бы ГТЛК эффективно использовать изъятое имущество.
— Используя модель и опыт оперирования парком Brunswick Rail, госкомпания с учетом ее финансовых возможностей могла бы существенно нарастить бизнес. Кроме того, сильные компетенции в сегменте операционного лизинга железнодорожной техники позволили бы ГТЛК в период кризиса оперативно передавать в краткосрочную аренду изъятые вагоны у проблемных клиентов, что оказало бы поддержку рентабельности бизнеса, — считает Руслан Коршунов.
Однако Федеральная антимонопольная служба считает, что ГТЛК, как институту развития, следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы на лизинг новых вагонов, добавляющих предложение на сети и способствующих сокращению дефицита провозных мощностей, а не на скупку б/у вагонов и частных компаний на вторичном рынке.
Впрочем, не все разделают мнение по усилению монопольного положения ГТЛК на рынке лизинга подвижного состава в случае приобретения частной компании.
— В целом, эффект от подобной сделки не привел бы к критической концентрации в сегменте оперлизинга ж/д-техники. Однако в случае, если бы госкомпания проводила подобные сделки в будущем, то, безусловно, это негативно сказалось бы на конкуренции, что, например, наблюдается сейчас в банковском секторе, — отметил Руслан Коршунов.
Впрочем, ФАС не ограничилась простым отказом, рекомендовав ГТЛК «обратить самое строгое внимание на недопустимость сдачи вагонного парка в аренду конечным грузоотправителям через длинную цепочку посредников, использование которой приводит к удвоению цен на услуги по предоставлению вагонов для экономики».
По информации, не нашедшей официального подтверждения, решение антимонопольной службы может быть пересмотрено в случае предоставления ГТЛК дополнительных материалов.
Представители ФАС и ГТЛК отказались от официальных комментариев по данному вопросу.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|