Модуль Леасофт БКИ

Алексей Горьков: Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен


16 июля 2010

Алексей Николаевич Горьков

О планах развития компании «Сбербанк Лизинг», о проблемах в законодательстве, о тенденциях развития рынка лизинга, и о многом другом рассказал Заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Горьков Алексей Николаевич.

Каким компания видит свое развитие в этом году?

Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен и даже финансовый кризис не заставил нас отказаться от амбициозных планов. Компания провела ребрендинг, начала активную региональную экспансию, модернизацию и расширение продуктового предложения для малого и среднего бизнеса, взяла курс на развитие взаимоотношений с вендорами.
Выполнение стратегических задач потребовало серьезного изменения организационной структуры «Сбербанк Лизинг». В компании были созданы подразделения по работе с проблемными активами, по управлению и координации сбытовой сети, служба внутреннего контроля, продуктовая фабрика. В рамках модернизации системы риск-менеджмента сформированы централизованная служба риск-менеджмента, кредитный комитет, служба централизованного андеррайтинга.
В 2010 году стратегия нашей компании направлена на увеличение доли рынка. Для достижения данной цели мы планируем сфокусироваться на развитии компетенций в таких капиталоемких сегментах, как лизинг телекоммуникационного и энергетического оборудования, недвижимости, авиа и судостроении. Для усиления работы с сегментом малого и среднего бизнеса и завоевания позиций на региональных рынках «Сбербанк Лизинг» активно открывает новые филиалы. В настоящий момент региональная сеть компании насчитывает 26 филиалов, до конца года планируется увеличить число филиалов до 33.
В 2010 году компания также планирует выйти на рынок лизинга стран СНГ. В первом полугодии 2010 года была зарегистрирована дочерняя лизинговая компания в Украине. До конца года планируется создать дочерние компании в Беларуси и Казахстане.
Мы понимаем, что стратегии «роста» всегда сопутствует увеличение операционных рисков. Поэтому для их минимизации в компании осуществляются глубокая it-автоматизация бизнес-процессов и развитие корпоративной информационной системы на базе современной технологической платформы ERP-системы Microsoft Dynamics - Navision.

Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2009 году?

В 2009 году объем новых сделок на рынке лизинга сократился на 56% по сравнению с 2008 годом. Ключевыми игроками на рынке лизинга в 2009 году стали компании с доминирующим государственным участием. На их долю пришлось более 50% рынка лизинга, так как они традиционно работают с крупными корпоративными клиентами.
Большинство частных компаний и компаний при независимых банках сфокусировались на работе по взысканию просроченной задолженности и поддержке текущей ликвидности. В результате этого объем нового бизнеса сократился в 5-8 раз, а кто-то и приостановил свою деятельность. Это негативно сказалось на инвестиционном спросе в целом. Например, в розничном лизинге автотранспорта и оборудования объемы снизились в 4,5 и 3 раза соответственно, по сравнению с 2008 годом.

Какие значимые события произошли на рынке за 5 месяцев 2010 года?

Для нас главным стало то, что на фоне общего сокращения и приостановки деятельности основных игроков рынка в 2009-2010 году «Сбербанк Лизинг» продемонстрировал троекратный рост объема новых контрактов и рост лизингового портфеля на 24%. Доля объемов нового бизнеса «Сбербанк Лизинг» выросли почти в 10 раз. Кроме того, мы получили международный кредитный рейтинг (Fitch) на уровне «BBB», прогноз - «Стабильный» и заняли вторую строчку в ТОП-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса и объему лизингового портфеля в РФ.

Что станет основой роста на рынке в будущем?

Основа роста любой здоровой экономики – это малый и средний бизнес. В условиях финансового кризиса объем этих лизинговых сделок значительно сократился. В среднесрочной перспективе мы ожидаем восстановление спроса со стороны данного целевой группы и увеличение, таким образом, сегментов розничного лизинга автотранспорта и оборудования.
Можно прогнозировать и увеличение спроса со стороны капиталоемких отраслей, таких как энергетика, телекоммуникации, нефти и газодобыча вследствие возобновления инвестиционных программ, приостановленных в период кризиса. Высоким потенциалом обладает рынок лизинга авиатехники и судов, по причине высокого износа парка.
В более долгосрочной перспективе одним из факторов роста рынка лизинга в целом будет сегмент рынка лизинга недвижимости.

Как Вы относитесь к идее создания саморегулируемых организаций лизинговых компаний?

С ходом стабилизации процессов в экономике РФ, участники рынка, возможно, вновь вернуться к этому вопросу.

Какие основные проблемы в законодательстве на сегодняшний день сдерживают развитие рынка лизинг услуг?

Основной проблемой по-прежнему является практика налогового администрирования. Поясню, речь идет, прежде всего, о проблемах с возмещением НДС лизингодателям. Специфика лизинговой деятельности состоит в разовой оплате поставщикам и многолетней рассрочке по поступающим лизинговым платежам. Это приводит к тому, что у лизинговых компаний по итогам налоговых периодов возникает превышение уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость над суммами налога, полученными ими в составе лизинговых платежей и начисленными к уплате в бюджет. По общему правилу, установленному Налоговым кодексом, налогоплательщику предоставляется право зачесть сумму налога, предъявленную поставщиком, и потребовать возврата из бюджета суммы превышения. Причём подчеркну - проблема носит не столько правовой, сколько правоприменительный характер, так как в 90% судебных случаях суд всё равно принимает сторону лизинговой компании. Однако налоговые органы под различными предлогами стремятся отказать лизинговым компаниям в праве возмещения НДС.
Другим негативным фактом для рынка лизинга в области законодательства стало изменение ФЗ № 158 от 22.07.2008 года. В соответствии, с которым с 1 января 2009 года была отменена возможность применения ускоряющих коэффициентов при амортизации имущества первой-третьей амортизационных групп со сроком полезного использования до пяти лет. Кроме того, запрет ускоренной амортизации фактически заблокировал лизинг всех автомобилей с рабочим объемом двигателя не более 3,5 литра. Даже притом что, сейчас, это явно противоречит целям и смыслу постановления Правительства РФ № 244 от 19.03.2009 года о поддержке отечественного автопрома. Остаются нерешенными и проблемы в области договорной базы при сделках лизинга недвижимости.
Остаётся добавить - лизинг является неотъемлемой частью финансово-экономической системы большинства развитых стран и априори является показателем стабильности системы в целом, поэтому необходимость дебюрократизации в этой сфере продиктована логикой рынка.

С чьей стороны сейчас наблюдается больший спрос на услуги лизинга?

В настоящий момент наибольший спрос на рынке лизинга приходится на средства производства и оборудование для стабильных капиталоемких сегментов экономики: железнодорожные и авиаперевозки, автомобили, энергетическое оборудование.
Следуя этим тенденциям рынка, мы предлагаем предприятиям данных сегментов продукты с индивидуальной настройкой, позволяющие максимально учесть потребности и особенности бизнеса клиента, в том числе с использованием технологии международного лизинга.
Восстанавливается спрос на розничный лизинг легкового и грузового автотранспорта, в этом сегменте традиционно высокий уровень конкуренции. «Сбербанк Лизинг» уже предлагает удобные программы по лизингу автотранспорта и оборудования стоимостью до 40 млн рублей, что позволяет получить имущество в сжатые сроки.

В каких сегментах рынка Вы ожидаете рост по итогам этого года?

Наибольший прирост мы ожидаем в сегментах розничного лизинга автотранспорта и оборудования. Прирост сегмента автотранспорта связан с высокой ликвидностью данного вида имущества, а также возобновлением деятельности независимыми лизинговыми компаниями и компаниями при независимых банках и возвращением кэптивных компаний при производителях. Кроме того правительством России были предприняты определённые усилия по поддержке отечественной автомобильной промышленности.

Станет ли проект «Сочи-2014» импульсом к развитию лизинга автомобильной и дорожно-строительной техники?

Большой опыт в реализации масштабных, сложно структурированных проектов с лидерами российской промышленности и поддержка в Сбербанке России делают нас привлекательным партнером для реализации столь крупных инвестиционных проектов как Сочи 2014. На сегодняшний день, мы не только ждём априори роста востребованности лизинга, но и сами, являемся активными участниками процесса. Ряд крупных проектов по модернизации энергетики и транспортной инфраструктуры в регионе, проходит в партнёрстве с компанией «Сбербанк Лизинг». На стадии согласования сторон и другие новые проекты. Увеличение объема железнодорожных и автомобильных перевозок на Олимпийских объектах, уже сейчас, позволяет прогнозировать рост спроса на лизинг дорожно-строительной и специальной техники в среднесрочной перспективе.
На сегодняшний день у нас есть партнёрские связи с такими ведущими мировыми производителями дорожно-строительной техники как Wirtgen, НАММ, Vogel, Liebherr, Урал, Камаз и другими. Всё это дает возможность предлагать клиентам комфортные условия по лизингу автотранспорта и спецтехники, а также льготные условия финансирования техники российского производства за счет участия в государственной программе поддержки отечественной автомобильной промышленности.

Как вы оцениваете перспективы развития рынка в целом?

Мы внимательно отслеживаем тенденции рынка. Среднесрочные прогнозы первого полугодия показывают, что общая годовая емкость рынка близка к 380 млрд рублей. В то же время, как показывает сложившаяся устойчивая тенденция, лизинг имеет все предпосылки для сдержанного роста со второго квартала года. Традиционно, на четвёртый квартал приходится до 40% от всего объёма сделок, в связи, с чем мы ожидаем, что вторая половина года будет развиваться по оптимистическому сценарию.

Александр ЩЕКОЧИХИН

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  All-Leasing.Ru
Источник фото:  All-Leasing.Ru Подробнее о компании «СберЛизинг»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь