Модуль Леасофт БКИ

Рустам Назаров: Сегодня наша экономика может опираться только на внутренние ресурсы


27 декабря 2024

Рустам Назаров

В июне 2024 года компанию РЕСО-Лизинг возглавил Рустам Назаров, человек, известный в отрасли. Его управленческий опыт теперь предстоит оценить клиентам одной из старейших лизинговых компаний в России. О том, какие изменения ждут лизинговую отрасль в предстоящем году и как на эти вызовы ответит РЕСО-Лизинг мы говорили с генеральным директором компании Рустамом Назаровым.

- Работа в компании Каркаде, судя по всему, стала для Вас первым местом работы после института. Кстати, как и почему Вы выбрали лизинг?

- Я закончил Московский государственный строительный институт и, честно, сказать, единственное знание, которое получил – знание о лизинге. «Управление инвестициями», предмет, который нам читал Тамерлан Валерьевич, действующий на тот момент предприниматель. Он привил мне чувство цифр, понимание, что всё можно просчитать с точки зрения окупаемости, а когда мы обсуждали инвестиционные инструменты, много рассказывал про лизинг. А это, на минуточку, был 2003 год. И я загорелся лизингом. Даже диплом написал про финансовую аренду, глубоко погрузившись в эту тему. На рынке тогда было пять лидеров, но мне особенно запомнились два названия – Европлан и Каркаде. После окончания института я сходил в обе компании на собеседование. В Каркаде мне понравился человек, который проводил собеседование, Дмитрий Перевозчиков. Он был настолько энергичен, настолько погружен в детали, настолько горел своим делом… Один вопрос мне запомнился больше всего: почему, спрашивает, ты считаешь, что у тебя получится?

- И что Вы ответили?

- Сказал: я молодой, энергичный, и разорву себя изнутри, но сделаю то, что нужно. Так я выбрал компанию Каркаде и ни разу не пожалел. Работа там, в первый период деятельности компании в России, дала понимание, как европейцы строят бизнес-модели и каковы у них бизнес-подходы. В компании было все крайне демократично, но при этом от людей требовался результат. Вот мой руководитель, Дмитрий Перевозчиков, умел работать фанатично. Как сейчас помню, отпрашиваешься у него на обед, а в ответ: «Да ты что! За это время можно пять сделок провести! Возьми сушку, там еще мармеладка есть». Вот этой фанатичной преданности работе, умению абстрагироваться от всего остального и выкладываться на 120 процентов я научился у него и очень быстро стал одним из самых успешных продавцов.

Тогда время было интересное, розничный лизинг только зарождался и можно было творить чудеса. Приходишь к дилерам и говоришь: я вам клиентов, и вы мне клиентов.

- Но именно Каркаде, между тем, первой ввела практику вознаграждения дилеров…

- Это действительно так. Каркаде была первой компанией, которая использовала этот канал – дилерские центры. Остальные искали клиентов в интернете, на выставках, на конференциях. А поляки – Каркаде-то изначально была польской компанией - привнесли европейский опыт, показав, что дилеры могут быть источником клиентов.

- За двадцать лет в отрасли РЕСО-Лизинг – это третье место работы. Сегодня это редкость. Вас не пытались перекупить?

- За время работы я видел столько случаев перехода людей и целых команд в какие-то заманчивые проекты, которые ничем не заканчивались… Но меня перекупить нельзя, пока я сам не захочу уйти. К моменту ухода из Каркаде там сменился менеджмент и в какой-то момент мне стало неинтересно. К тому же приглашение перейти в Газпромбанк Автолизинг поступило от Алексея Смирнова, для меня – абсолютного в нашем деле авторитета. Правда, мы полтора года отрабатывали бизнес-модель, не заключая сделок. При Максиме Агаджанове запустились, но только с приходом Максима Калинкина розница получила полную самостоятельность, и стала выходить на лидерские позиции.

Тут нам снова повезло – закрылась розничная сеть ВЭБ-Лизинга и сотни квалифицированных людей оказались на улице. Так мы стремительно создали филиальную сеть.

- Вы руководите компанией РЕСО-Лизинг шесть месяцев. С каких перемен начали и почему?

- Когда Андрей Петрович Мокин строил эту компанию, лизинга как отрасли еще не существовало. Это был не просто стартап, это была точка «ноль». За тридцать лет рынок изменился кардинально. Поэтому иллюзий по поводу того, куда я прихожу, не было. Я отчетливо осознавал, что РЕСО-Лизинг имеет очень неплохой мотор, но устаревшие инфраструктурные решения. И надо отдать должное акционерам – они не испугались того, что придётся не перестраивать, а создавать заново то, что является актуальным, современным и, главное, интересным. Поэтому. прежде всего, поменяли систему, на которой работает компания. Почему существует Excel в России? Потому что он нужен РЕСО-Лизингу. Вот такой бытовал афоризм. А с 1 января 2025 года вся компания переходит на СRM. Для понимания: в крупных компаниях аналогичные системы внедряются по два года. Поэтому сделать то же за неполные шесть месяцев – это очень не простое решение. Но оно реализовано.

- Какую задачу поставили Вы перед коллективом на 2025 год?

- В ситуации неопределенности планировать на год не имеет смысла. Мы перешли на квартальное планирование. Задача первого квартала для нашей компании – не допустить роста просроченной задолженности. Новый бизнес в первом квартале не то, ради чего стоит бороться по одной простой причине: непонятно, какие проблемы он принесет уже в третьем и четвертом квартале. Вторая задача – разобраться с системой реализации изъятого транспорта. Я бы сказал, что это выросшее внутри лизинговой компании отдельное направление бизнеса.

- А дальше? Пессимисты говорят, что ставка вновь повысится в начале года.

- Я один из немногих людей, которые верят в здравомыслие руководства Центрального банка. По одной причине - у нас выбора нет. От их действий зависят операционные расходы всех лизинговых компаний. И последнее решение регулятора означает для меня, что здравый смысл возобладал. Сегодня наша экономика может опираться только на внутренние ресурсы . При этом очевидно желание государства развивать отечественный бизнес. Отсюда возникает уверенность, что если даже пик не пройден, то во втором полугодии ставка пойдет вниз.

- А при таком удорожании кто может быть клиентом лизинговой компании? Кто это «тянет»?

- Малый и средний бизнес всегда был высокомаржинальным. Он не работает на двух процентах рентабельности, там все начинается от 10-15%. Вот крупные компании могут иметь и два процента рентабельности, но, по счастью, у нас таких клиентов мало, потому что они ценят только минимальную ставку. И, кстати, этот сектор сейчас трещит по швам. Еще характерный момент: раньше такие клиенты не приходили в лизинговые компании, им банки предоставляли фондирование. А сегодня они приходят за лизингом, потому что кредитные линии на стопе и лизинг стал выгоднее, чем кредит. Представляете, о каких ставках кредитования идет речь, если лизинг оказался выгоднее без учёта оптимизации налогов?

Второй тип клиентов – компании, которые работают с новыми регионами, участвуют в реализации крупных инфраструктурных проектов и, соответственно, имеют возможность переложить маржу на заказчика.

И третий тип клиента – те, кто может переложить стоимость лизинга на конечного потребителя. Таких много, от девелоперов до розничной торговли.

- То есть, продажи в лизинге не остановятся?

- Смотрите, какая ситуация. Банки не дают бизнесу кредитов. Ужесточается политика даже для физических лиц. Где же им, родным, брать финансирование для бизнеса, как не в лизинге? Проникновение лизинга в продажи растет с каждым годом и будет расти в 2025. Конечно, есть вопрос базы - от чего считать будем? Падение спроса сейчас не означает отсутствие потребностей. Это отложенный спрос. Поэтому, как только бизнес увидит разворот, а я верю, что он произойдет во втором полугодии, отложенный спрос рванет и даст огромный приток клиентов.

- И последний вопрос, он не о лизинге. Кто Ваш отец?

- Мой папа - Махмудов Низами Джалалович, выпускник ГИТИСа, по профессии кинорежиссер. Творчество и умение быть публичным человеком – это от него. С детства меня окружали творческие люди, идеи обсуждались с горящими глазами...

- Горящие у человека глаза – это для Вас такой важный маркер? Кажется, Вы идете по коридорам компании и отмечаете тех, у кого глаза горят.

- Да. И с каждым днем таких людей все больше.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь