Модуль Леасофт БКИ

Алексей Долгих: Более важный вопрос – насколько долго уровень столь высокой ставки продлится


02 октября 2024

Алексей Долгих

Алексей Долгих, генеральный директор компании «Лизинг Трейд» о том, как отражается рост ключевой ставки на рынке лизинга

 

- Увеличилось ли число отказов предприниматели от оформления договора лизинга в связи ростом удорожания?

- Количество отказов, действительно, увеличилось. Если раньше решения о развитии бизнеса или открытии новых направлений деятельности предпринимателями принимались достаточно просто, потому что фондирование было доступно, то сегодня и авансы по договорам лизинга поднялись и стоимость платежа стала существенно выше. Не у всех маржинальность бизнеса позволяет оформить лизинг или взять кредит.

- Сократилось ли число одобрений в связи с тем, что предприниматель может не выдержать финансовую нагрузку при нынешней стоимости фондирования?

- Тут все зависит от политики лизинговой компании. Мы, к примеру, подняли авансы и сократили сроки договоров, страхуя возможные риски. Кроме того, смотрим на общую финансовую нагрузку потенциального клиента. Если раньше могли одобрить клиента с большой кредитной нагрузкой, но развивающимся бизнесом, то теперь стали чаще отказывать. В целом одобрение существенно снизилось.

Доступность лизинга в целом снижается. Во-первых, дорого для клиента, а, во-вторых, не всех клиентов одобрят лизингодатели. И если даже две-три лизинговые компании одобрят проект с авансом 30% и на три года, то для многих предпринимателей это, по сути, отказ. Раньше таким клиентам дали бы лизинг с авансом десять процентов или даже пять, но сейчас такие условия получить сложнее, а в некоторых случаях – невозможно.

- Сократилось ли число заявок на лизинг и если да, то в каких сегментах

- Да, мы видим, что количество заявок падает. Но все сегментировано. Есть подрядчики больших госзаказчиков – у них все хорошо. Есть сектора экономики, которые сильно просели. Это видно даже по поставщикам техники и оборудования. Раньше был рынок поставщика. Они выбирали наиболее выгодную для взаимодействия лизинговую компанию, а сейчас дружно ищут продажи, готовы идти навстречу клиентам, предлагать скидки и наиболее выгодные условия.

Рынок точно сужаются. Но опять-таки - разнонаправлено. Коммерческий транспорт и спецтехника пока еще нет, но, мне кажется, скоро точно будет падение.

- Считаете ли Вы, что рынок неизбежно ждет охлаждение? Можно ли предположить, с какого значения «ключа» розница остановится?

- Да, рынок точно ждет охлаждение. Это основная цель, которую преследует Банк России, поэтому регулятор будет поднимать ставку до тех пор, пока не увидят нужного охлаждения. Вопрос лишь в том, на какой ставке это случится. Но, поскольку размер ключевой ставки в рынок перекладывается с определенной инерцией, мы это увидим охлаждение чуть позже.

Для нас более важный вопрос – насколько долго уровень столь высокой ставки продлится. Если в 2022 году после повышения до 20 процентов был резкий отскок вниз, то сейчас предпосылок для снижения, а тем более резкого отскока нет. И, поэтому, высокая ставка –надолго, стагнирующий или даже падающий рынок лизинга –тоже надолго. Это новые условия и для клиентов, и для лизинговых компаний. Те, кто думал, что завтра будет лучше – ошиблись. Опережающий индикатор стоимости денег – ставка по вкладам у Сбербанка. И, если они закладывают ставку в 20% на 3 года, то вряд ли ключевая ставка ЦБ будет сильно ниже на этом интервале.

- Бизнес из каких сфер по опыту компании оказывается наиболее устойчивым?

- Тут все будет неравномерно, нельзя говорить о целых отраслях или секторах. Из десяти перевозчиков у восьми могут плохо идти дела, а два будут стабильны, потому что у них лучше выстроена бизнес-модель. И так в любой сфере. Поэтому сохранятся или даже будут расти те, у кого бизнес эффективен.

 

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь