С Анной Беловой, руководителем юридического отдела компании «ФКМ Лизинг», мы говорим об уходе иностранных лизингодателей из России и о том, что они нам оставили, кроме бесценного опыта.
— В прессе активно обсуждаются проблемы отечественного лизинга в свете турбулентности на рынках. Но практически нет публикаций о том, как этот год пережили компании с иностранным участием. Так сказать, взгляд изнутри. У Вас, Анна, такой опыт есть, и он, признаем, уникальный.
— Начнем с того, что группа ДЛЛ в марте 2022 решила уйти с рынка. За решением покинуть рынок последовал ряд консультаций с западными коллегами по возможным сценариям сворачивания деятельности. Классическое исчерпание портфеля не отвечало интересам инвестора, поэтому решение о продаже компаний ООО «ДЛЛ Лизинг» и ООО «АГКО Финанс» напрашивалось само собой.
— Этот исход с рынка был окончательный или с возможностью возврата?
— Без возможности возврата. Хотя есть примеры ухода западных компаний с опционами на возврат, но таких примеров в публичном пространстве на лизинговом рынке я не видела. Возможно, это не афишируют.
— А вообще какой сейчас тренд на лизинговом рынке среди западных инвесторов?
— Я бы сказала, что есть два тренда. Первый и основной — это продажа. Если не ошибаюсь, то одной из первых была продажа ООО «Сименс Финанс» в 2022. Покупателем выступила группа «Инсайт». Она же недавно приобрела и ООО «Джон Дир Файнэншл». Компании «Экспокап» перешли доли в лизинговой и факторинговой компаниях CNH. В феврале 2023 видела публикацию об одобрении сделки о приобретении ООО «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус» дилером «Автодом».
Второй тренд — это выжидательный. Но таких компаний на рынке все меньше и меньше. Так что скорее всего он выжидательный до тех пор, пока не найдется подходящий покупатель.
Хотя выкупать бизнес сейчас сложнее, так как больше нюансов и в структурировании сделок, и в самой оплате, и в получении разрешений Правительственной комиссии на продажу.
— И в этой ситуации было принято редкое, а на нашем рынке так и вовсе уникальное решение...
— Да, примеров, аналогичных нашему, пока не видела. Благодаря тому, что за 15 лет работы российский офис заработал отличную репутацию, вариант выкупа на локальный менеджмент стал приоритетным. ООО «ДЛЛ Лизинг» и ООО «АГКО Финанс» выкупил генеральный директор Руслан Алмазов. Мы зарегистрировали на него ООО «ФК Менеджмент», которое и стало покупателем по договорам с ДЛЛ Интернешнл.
— У Вас серьезный опыт работы в лизинговой отрасли, кандидатскую защитили на эту тему. Но ведь продажа, слияние и поглощение — это вообще другое...
— Я бы охарактеризовала прошедший год как вызов. Вызов самой себе. Необходимо было решать сложнейшие задачи в условиях неопределенности и жесткого тайминга. В то же время это дало мне возможность освоить новую для себя сферу сделок M&A. Будучи сугубо лизинговым юристом, защитившим диссертацию по лизингу, данный опыт стал бесценным.
Более того, я выступала сразу в нескольких ролях: и как внутренний юрист ООО «ДЛЛ Лизинг», и как консультант покупателя. Но нам удалось избежать какого-либо конфликта интересов. И в этом, конечно, большая заслуга наших уже бывших коллег из штаб-квартиры и привлеченных консультантов.
— Сложно было получить согласие Правительственной комиссии?
— Согласие мы получили в разумный срок и без необходимости уточнения условий сделки. Я не могу раскрывать все детали, но, на мой взгляд, помимо чисто коммерческих условий, сыграло положительную роль то, что мы сохранили рабочие места. Наши западные коллеги делали на этом особый акцент.
Так что встретили 2023 год уже в новом статусе и с новым названием: ООО «ДЛЛ Лизинг» переименовали в ООО «ФКМ Лизинг», а ООО «АГКО Финанс» в ООО «ФКМ Агро».
— Получается, Вы пропустили практически весь 2022 год. Было трудно возвращаться на рынок?
— Да, завершили продажу только в декабре, соответственно, с февраля по декабрь 2022 у нас не было нового бизнеса. Сейчас мы постепенно возвращаемся на рынок. Рынок существенно изменился. Высокая конкуренция. Новые вызовы, с которыми ранее не работали. Например, финансировать или нет технику, ввезенную по параллельному импорту без гарантийной поддержки, принимать или нет активы без ЭПСМ, из-за сложностей с их своевременным выпуском, оплачивать ли 100% стоимости вперед дилерам за технику, которую еще не ввезли в страну и многое другое. Появились новые бренды и активы, с которыми ранее не работали.
Недавно проводила бизнес-семинар для студентов юрфака ВШЭ, где как раз рассказывала про эти и другие риски, а также делилась опытом, приобретённым за годы работы в западных компаниях. Например, выстраивание программ с производителями, примеры деления рисков и т.п. Надеюсь, что такие практические сессии позволят расширить кругозор у студентов, а также обеспечат преемственность знаний.
— Как клиенты и партнеры восприняли Ваши перемены? На них как-то сказалась смена собственника?
— ООО «ФКМ Лизинг» и ООО «ФКМ Агро» продолжили выполнять все ранее взятые на себя обязательства перед клиентами и партнерами в полном объеме. Нам удалось сделать переход бесшовным, то есть никто в ежедневной работе изменений не почувствовал. И клиенты, и партнеры были и есть наш приоритет в работе.
— А что дальше? Останетесь в той же нише?
— Мы планируем остаться в тех направлениях, где у нас максимальная экспертиза в отрасли, понимание техники, налаженные деловые связи. Прежде всего это сельское хозяйство, строительство, логистика и склад, транспорт, телеком и медицина.
Наше видение успеха — это продолжение развития концепции основного финансового партнера, построение моделей долгосрочного сотрудничества с производителями. Это программы, разработанные совместно с производителями, доступные у каждого дилера и предполагающие комплексные финансовые решения как для дилеров, так и клиентов. Это то, что мы умеем делать хорошо.
В этом году мы также поставили себе амбициозную задачу: провести полностью электронную сделку. С этим связана целая серия проектов, связанная с автоматизацией системы одобрения, подготовки и проверки документов с построением связей между разными системами. Выглядит непросто, но вместе с тем мотивирует и заряжает энтузиазмом.
— В такой сложный период не было мысли о релокации?
— Еще весной 2022 года некоторым коллегам, в том числе и мне, предложили работу в Голландии, в штаб-квартире. Четыре человека решились на переезд. Я мечтала поработать в головном офисе и поучиться новому, но в итоге решила остаться, так как сейчас нужнее дома. Конечно, мне не хватает общения с зарубежными коллегами, но мы не теряем связь.
И потом, если бы я приняла решение уехать, то моя личная жизнь сложилась бы иначе. Здесь моя судьба кардинально изменилась: в конце 2022 вышла замуж, взяла фамилию мужа (была Тепкиной, а стала Беловой). Так что не зря говорят, всё, что ни делается, — всё к лучшему.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
Подробнее о компании «ФКМ Лизинг»
|