На какие факторы деятельности малого предприятия лизинговые компании обращают особое внимание? Об этом портал All leasing беседует с финансовым директором компании ТЕХНО Лизинг Артемом Тимошевским.
— Артем, у вашей компании большой опыт работы с малым и средним бизнесом, в том числе и по оборудованию. Но малый бизнес имеет свою особенность. Не хочется это называть низким уровнем финансового управления, хотя зачастую есть поверхностное отношение к отчетности и прочие огрехи.
— Действительно, для лизинговой компании принятие решения о заключении сделки с малым или средним предприятием в сегменте низколиквидных предметов лизинга (которым, в том числе, является и оборудование) сопряжено с набором специфических рисков. В частности, подобные клиенты зачастую не уделяют достаточного внимания составлению бухгалтерской отчетности, допуская искажения. Подобные сведения имеют ряд существенных ограничений для использования в кредитном анализе. Небольшие компании, в силу масштабов деятельности, также часто не обладают возможностью предоставления дополнительного залога для повышения уровня обеспечения сделки.
— И на что в такой ситуации можно опираться при анализе финансовой ситуации?
— Прежде всего, на качество исполнения своих обязательств. Рассматривается как своевременность исполнения своих обязательств перед банками и лизинговыми компаниями, так и исполнение обязательств перед налоговой инспекцией, работниками и прочими контрагентами.
— То есть факты несвоевременной выплаты сотрудником тоже учитываются?
— Конечно. Они говорят, как минимум о кассовых разрывах или, что хуже — о недостаточном объеме выручки для исполнения обязательств. Поэтому, кстати, существенным индикатором здесь является судебная нагрузка. При этом лизинговая компания может обращать внимание не только на текущие судебные разбирательства, но и завершившиеся в недавнем прошлом.
-Еще какие факторы оцениваются?
— Наличие у лизингополучателя необходимых компетенций для использования приобретаемого оборудования.
— Мой любимый пример в этой сфере — автомойка, владелец которой решил варить пиво. Воды залейся, а что еще надо?
— Позитивными факторами здесь является наличие у лизингополучателя опыта работы в сфере, для которой приобретается оборудование. Желательно наличие долгосрочных контрактов с покупателями и поставщиками, в рамках которых уже осуществлялась работа. Негативным фактором является отсутствие квалифицированного персонала для эксплуатации оборудования, отсутствия опыта организации производства подобной продукции, отсутствие релевантного опыта у руководства.
— Поэтому, давайте напомним читателям: финансирование стартапа возможно, но под гарантии собственника и при высоком авансе. И это, по сути, требование всех лизинговых компаний. А что еще важно для оценки потенциального клиента?
— Ещё одним направлением оценки является анализ денежного потока, генерируемого лизингополучателем. Положительным фактором является стабильность поступлений на расчетные счета, отсутствие резких спадов, достаточность чистого денежного потока для обслуживания сделки.
Ну, и важный фактор — собственный капитал компании. Для лизинговой компании важно, чтобы собственник участвовал в проекте и своими ресурсами. Это находит отражение как в необходимости значимого аванса в заключаемой лизинговой сделке, так и в существенном размере собственного капитала лизингополучателя.
— А из чего состоит собственный капитал? Поверьте, для малого бизнеса не праздный вопрос.
— Для МСП собственный капитал, чаще всего, представляет собой сумму уставного капитала и нераспределенной прибыли. Таким образом, собственный капитал является «подушкой безопасности». Это потенциал абсорбирования непредвиденных убытков бизнеса.
— Из этого следует простой вывод. Поскольку в подавляющем большинстве случаев уставный капитал это классические 10 тысяч, то важно иметь прибыль. Причем нераспределенную. И желательно не один год. При этом развивать бизнес в том направлении, в котором есть компетенции. Ну, и демонстрировать хорошую финансовую дисциплину. Вот он, идеальный портрет лизингополучателя в области оборудования?
— Примерно так. В завершении я хотел бы добавить, что сегмент МСП не является для лизинговых компаний чем-то вторичным или нежелательным. У рынка МСП большой потенциал роста в самых различных отраслях. В конце концов, наибольший вклад в ВВП многих развитых экономик вносит именно сегмент МСП. Понимая перспективы роста малого и среднего предпринимательства, лизинговые компании постоянно совершенствуют свои методы оценки таких клиентов, создают удобные продукты, учатся учитывать их специфику.
Для успешного взаимодействия с финансовыми институтами, не только лизинговыми компаниями, малому бизнесу требуется не так уж и много. Необходимо развивать бизнес в парадигме прозрачности, «понятности» для кредитора и шаг за шагом работать над формированием положительной деловой репутации своевременно исполняя принимаемые на себя обязательства.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
Подробнее о компании «ТЕХНО Лизинг»
|