Модуль Леасофт БКИ

Алексей Долгих: Любой кризис – это проблемы для одних и возможности для других


20 декабря 2022

Алексей Долгих

Алексей Долгих, генеральный директор компании «Лизинг Трейд» о горизонтах планирования, конкуренции и справедливой цене.

- Можно ли сегодняшнюю ситуацию назвать кризисом или это новая экономическая реальность и нам с ней жить годы?

- Это и кризис, и новая экономическая реальность. Помимо нашего локального кризиса, вызванного санкциями, в мировой экономике дела тоже идут не лучшим образом. Очевидно, что давление-  и политическое, и экономическое- на нашу страну сохранится. Так что надо научиться жить в ситуации, когда горизонт планирования короткий, а экономика не растет. По крайней мере,  мы готовимся к этому.

- А что самое сложное для лизинговой отрасли в этом  кризисе: скачок  ключевой ставки, дефицит техники или  сокращение горизонта планирования у  клиентов? Что наиболее болезненно отражается на вашей, к примеру, компании?

- Если говорить о нашей компании, что  наибольшую проблему в первой половине года представлял даже не скачок ключевой ставки, а доступ к фондированию. Думаю,  с этой проблемой столкнулось большинство независимых компаний. Ситуация напряженности сохраняется до сих пор: с одной стороны, банки хотят с нами работать, а с другой стороны сложнее стало  просчитать устойчивость того или иного бизнеса в среднесрочной перспективе. И, конечно, стоимость ресурсов. Кто-то  был вынужден брать кредит или лизинг под нереальные проценты только потому, что у компаний были заключены госконтракты и неустойки  по таким контрактам все равно больше переплат за кредит или лизинг. Поэтому все, кто мог переждать – заняли именно такую позицию. Весной ведь и цены на имущество взлетели. Если в лизинге и кредитовании волатильность со временем  успокоилась и появилось понимание справедливой цены, то  справедливых цен по имуществу до сих пор нет. Например, цена на самосвал в наличии миллиона на полтора выше, чем по поставке. Или возьмем параллельным импорт. Например, привезенный по параллельному импорту  в одной и той же  комплектации Range Rover  может стоить и двадцать миллионов, и двадцать четыре, и двадцать шесть. И никто не знает, сколько он теперь реально стоит.

- Получается, параллельный импорт может удовлетворить потребности отдельных автовладельцев, но не способен стать устойчивым поставщиком для лизинга?

- Конечно, рассчитывать, что параллельный импорт восполнит ушедшие с рынка автобренды, нельзя. Проблем тут несколько. Первая – таможня не справится с таким объемом. Второе – логистика. Автомобили ввозятся через юг и восток страны, их как-то надо доставить потребителю. И, наконец, сложности с электронными ПТС. Все это держит рынок в напряжении. Поэтому  рассчитывать на поточную поставку через этот канал не стоит.

- Так ведь и горизонт планирования у клиентов сократился.

- Мы работаем в сегменте малого и микробизнеса, у которого и до этого горизонт планирования был – максимум год. Хорошо, если есть годовой контракт. А так, маленький перевозчик работает на заказах, которые идут в режиме  реального времени, на субподрядах. Они привыкли так работать. Кроме того, любой кризис – это проблемы для одних и возможности для других.  В первую очередь – для малого бизнеса, где объемы инвестиций невелики и срок окупаемости короткий. Кто-то уехал зарубеж и оттуда пытается бизнесом управлять, а кто-то видит, что качество управления у конкурентов упало, значит, есть  возможность занять какие-то ниши.

- То есть, малый бизнес очередной раз показал свою приспосабливаемость. И проблем с просрочкой не возникло?

- После  марта рынок достаточно быстро «отскочил», к июню мы уже увидели восстановление. На время мобилизации активность опять упала, но сейчас наблюдается восстановление спроса. То есть, заявки есть, бизнес есть. С другой стороны, по текущему портфелю мы видим, что некоторые хандрят. Те, кто раньше идеально платил, допускает просрочку в пять-шесть дней, те клиенты, у которых и раньше хромала платежная дисциплина, платят еще хуже. В такие периоды для лизинговой компании важно иметь хороший лизинговый портфель, потому что  аппетиты к риску могут создать лизингодателю много проблем.

- Изменились ли параметры риск-менеджмента при оценке клиентов и если да,  то в чем именно?

- Мы теперь оцениваем влияние текущих условий на бизнес клиента. Внимательно следим за ценами. К примеру, китайский экскаватор в марте стоил 18 млн, в апреле – 14, а в мае уже 11. Представляете, клиент заключил в марте договор лизинга с десятью процентами аванса, а в мае видит, что его техника стоит почти вполовину дешевле. Конечно, ему выгоднее потерять аванс, но купить экскаватор вдвое дешевле. И, если  в марте таких договоров заключить достаточно много, то можно очень сильно пострадать. С этой точки зрения не понятна позиция лизинговых компаний, которые предлагают клиентам нулевые или близкие к нулю авансы.

- Стала ли универсальность региональных компаний фактором выживания и стабилизации? Потому что в автолизинге, к примеру, это стало ограничивающим фактором.

- Конечно, ситуация этого года была особенно тяжела для кэптивных и автолизинговых компаний, которые, кстати, в легковом сегменте не первый год ощущали определенные сложности. В этом смысле  универсальным компаниям легче – мы можем  пойти в те ниши, которыми раньше не занимались, но в целом имеем компетенции. А если бизнес-модель была настроена на лизинг легкового автотранспорта, то перейти, скажем, на оборудование совсем небанальная задача.

- Вы в каких нишах стали активнее работать?

- Сельское хозяйство, переработка мяса и птицы, металлообработка, нефтехимия. Мы переживали за перевозчиков – все-таки  им пришлось менять логистику, перестраиваться с западных направлений на иные. Но, как показывает практика, они вполне с этим справились, по крайней мере дефолтов на этом рынке у крупных компаний нет.

Хорошо себя чувствуют те, кто связан с государственным заказом. Акцент на инфраструктурные проекты – дорожное строительство или просто строительство, там, где высока вовлеченность местной экономики – это правильное решение.

- Кто является для такой  компании как Ваша основными конкурентами: государственные компании, частные федеральные или местные региональные? У кого и в чем есть преимущества?

-  Так сложилось, что в домашнем регионе с большими местными игроками мы не пересекаемся посегментно, каждый работает в своей нише. А в целом, конечно, основные конкуренты – государственные и квазигосударственные компании. С некоторыми, например, Сбербанк Лизингом,  мы нормально конкурируем. А некоторые сильно демпингуют, агрессивно ведут себя на рынке.

- Ощущаете ли Вы, что рынок  огосударствляется и монополизируется? Что тогда остается региональным компаниям?

- Если с рынка уходят компании, для которых лизинг был не главным направлением, или они не готовы работать в высокотехнологичном рынке, то это нормальный процесс. А если государственная компания  пользуется своим доминирующим положением, то это создает риски для всего рынка.  Дело в том, что конкуренцию компания выигрывает не потому, что у них лучше качество менеджмента, управления, риск-практики, а просто потому, что деньги у них  более дешевые. Возникает ощущение, что у некоторых государственных компаний вообще не стоит задача извлечения прибыли, а есть желание нарастить объем ради объема. Монопольная позиция почему плоха: сегодня ты создаешь супервыгодные  условия, чтобы нарастить портфель, а завтра в жизни компании что-то поменялось и это отражается на всем рынке. А тех игроков, которые могли бы предложить альтернативу, к этому моменту может просто не остаться. Мне кажется, государству надо выставлять правильные KPI менеджменту таких компаний, ставя задачу эффективного использования выделенных средств.

- С каким настроением Вы подходите к завершению года?

- Кризиса мы такого, конечно, не ждали, но когда он наступил, то опасались, что проблемы будут больше. В этом позитив.  Проблемы наши, всех ЛК, в ближайшее время не закончатся – и в этом определенный негатив. Но если мы научимся работать в таких условиях, то в целом, как отрасль, будем сильнее.

-Что Вы скажете своему коллективу в новогодней речи?

- Что было сложно, но мы молодцы.  По предварительным итогам работы  мы выходим на показатели  прошлого года, что в нынешних условиях, на мой взгляд, хороший результат.

- Я бы даже сказала – отличный. С наступающим!

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь