За девять месяцев 2021 года объем нового бизнеса Совкомбанк Лизинг увеличился почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, компания существенно нарастила долю на рынке и улучшила позиции в рейтингах. Что стало основным драйвером роста, какой стратегии развития придерживается компания и как на ее бизнесе сказывается близость к материнскому банку, об этом в интервью порталу All-leasing рассказал генеральный директор Совкомбанк Лизинг Николай Севастьянов, ровно год назад возглавивший компанию.
Справочно:
Николай Севастьянов — имеет опыт работы в лизинге более 13 лет. Окончил Ульяновский государственный технический университет. Карьеру начал в 2002 году менеджером по внутреннему аудиту в холдинге «Северсталь». В 2006 году возглавил внутренний аудит в ПАО «Соллерс». С 2008 года финансовый директор ООО «Совкомбанк Лизинг» (до апреля 2020 года «Соллерс-Финанс»). В ноябре 2020 года генеральный директор ООО «Совкомбанк Лизинг».
Николай, согласно рэнкингу, опубликованному агентством Эксперт РА, за год компания Совкомбанк Лизинг поднялась с 30 на 17 место по объему нового бизнеса. С учетом того, что в автолизинге наблюдается серьезная конкуренция, это очень хорошая динамика. За счет чего она достигнута?
— Вы правы, конкуренция в сегменте автолизинга год от года только усиливается и надеяться на то, что лидеры рынка без боя уступят свои позиции, не приходится. Но если говорить серьезно, одной из важных задач, которая стояла перед нами в этом году стала глобальная трансформация из небольшой компании с минимальным количеством офисов в федерального игрока.
Для сравнения, в 2019 году офисы продаж Совкомбанк Лизинг присутствовали только в 6-ти городах РФ. Необходимо было существенно нарастить филиальную сеть, обеспечить доступ к продуктам компании клиентам на всей территории РФ. Уже в 2020 году мы довели число филиалов до 11-ти, а в настоящий момент компания представлена 33-мя отделами продаж в 30-ми крупнейших городах РФ. Увеличение филиальной сети позволило нам стать ближе к нашим клиентам и партнёрам, существенно расширило наши возможности по поиску и приобретению требуемой клиентами технике.
Если обобщить все выше сказанное, Совкомбанк Лизинг наращивает синергию с бизнес линиями материнского банка, продолжает расширять филиальную сеть и масштабировать бизнес. Мы совершенствуем продуктовую линейку, запускаем новые сервисы и услуги для предпринимателей РФ, все это в совокупности и стало причиной роста продаж и перемещения вверх в рэнкингах лизинговых компаний.
У Совкомбанк лизинг всегда были сильные позиции в легковом сегменте. Вы по-прежнему сосредоточены на этом направлении?
В 2021 году, соответствии с выбранной стратегией развития, мы продолжили активное движение в сторону легкового сегмента. До 2020 года 90% продаж компании было сосредоточено в сегменте автомашины для бизнеса, т.е. легкие коммерческие, грузовые автомобили и спецтехника. В текущем году мы запустили ряд программ финансирования автомашин легкового сегмента и видим достаточно позитивные результаты этой работы. В легковом транспорте по данным исследования Эксперт РА мы поднялись с 15-го места (9 мес. 2020) на 12-е (9 мес. 2021) по объемам нового бизнеса.
Динамика портфеля, на самом деле, не означает его качество и итоговый финансовый результат. А Совкомбанк Лизинг продемонстрировал за 9 месяцев, по сути, удвоение прибыли. Тот же вопрос: за счет чего?
— Мы не ставили задачу увеличения компании любой ценой. Основным приоритетом для нас является надежность лизингового портфеля. На протяжении всего времени работы компания вела достаточно консервативную политику в оценке рисков по реализуемым лизинговым проектам. Как ранее, так и сейчас мы стараемся не входить в сделки, по которым возврат финансирования вызывает сомнения. Безусловно, это накладывает определённые ограничения на темпы роста компании. Однако, вместе с тем даёт надежные перспективы развития компании в долгосрочном будущем.
Анализ данных Федресурса показывает, что Совкомбанк Лизинг чаще, чем другие компании, одобряет сделки с ИП. У вас доля ИП в заключенных розничных договорах существенно выше, чем у других компаний. Как вы оцениваете финансовое состояние ИП — есть уникальная методика или просто верите людям?
— Доля ИП в нашем бизнесе в первом полугодии 2021 года составляет чуть больше 10% от общего количества клиентов, с которыми мы реализовали лизинговые сделки. Не уверен, что это самый большой показатель среди компаний на рынке. Но отмечу, что поскольку мы строим розничную автолизинговую компанию, работа в сегменте микро, малого и среднего бизнеса является для нас приоритетной. А значит мы и далее собираемся развивать компетенции в данном направлении. Кроме того, мы развиваем лизинг для физических лиц, используя розничную сеть Совкомбанка и продажи в этом сегменте действительно растут.
Станет ли Совкомбанк Лизинг универсальной лизинговой компанией? Многолетний опыт работы позволил накопить компетенции в области автолизинга. Будете ли вы расширять линейку продуктов? Каким видам имущества будет отдано предпочтение?
— Как я уже говорил, мы активно взаимодействуем с бизнес линиями материнского банка, интересы которых находятся не только в моторном сегменте. В текущем году мы начали заключать лизинговые сделки на подвижной состав, оборудование и недвижимость, при этом, в абсолютном выражении, их число составляет пока не более долей процента от общего бизнеса компании. В ближайшей перспективе, в соответствии с выбранной стратегией развития, мы продолжим расширять компетенции в моторном сегменте, но при этом параллельно будем использовать опыт наших коллег из Совкомбанка для повышения компетенций в сегментах оборудования, недвижимости и подвижного состава.
Расскажите подробнее о взаимоотношениях с материнским банком, рассматриваете ли вы возможность использования банковских офисов в качестве точек продаж лизинга?
— Насколько я понимаю, все банковские лизинговые компании стараются использовать преимущества, которые дает материнский банк. Здравый смысл подсказывает, что синергия между бизнес линиями банка и лизинговой компании может дать очень хорошие результаты. Мы начали активную работу в данном направлении в 2020 году. В настоящее время мы видим положительный результат и взаимные выгоды от такого сотрудничества, а значит будем наращивать его в дальнейшем.
И все-таки — за счет чего такой бурный рост компании? Назовите главные внутренние драйверы роста?
— Говорить о том, что какой-то один фактор приводит к росту результатов, было бы странно. Секрет успеха в постоянной планомерной работе в каждом из направлений. А для этого необходима команда профессионалов, разделяющих ценности, цели и задачи компании. На мой взгляд основным драйвером роста и главной ценностью Совкомбанк Лизинг является именно наша команда, на ежедневной основе решающая новые сложные задачи, предоставляющая нашим клиентам сервисы, построенные на знаниях и обеспечивающая надежные перспективы развития компании и каждому её сотруднику. Это наши драйверы роста, именно они обеспечили нам успех.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|