О том, как страховой рынок отреагировал на кризисные явления и что это сулит лизинговой отрасли, портал All leasing беседует с Николаем Алексеевым, директором по страхованию и брокериджу компании «Интерлизинг»
— Как рынок страхования отреагировал на текущий кризис?
— К такому кризису никто из участников рынка не был готов. В силу разных структур управления, страховщики отреагировали по-разному. Нужно отдать должное, все наши партнеры достаточно оперативно организовали работу в режиме карантина. Процесс оценки риска и подготовки полисов был налажен очень быстро. Отделы урегулирования убытков продолжали работать в режиме фронт-офисов. Многие компании расширили практику удаленного урегулирования через дилеров и запустили возможность онлайн оформления.
Оперативно был решен вопрос оформления ОСАГО без диагностических карт, которые невозможно было оформить во время нерабочих дней.
На рынке появились новые специализированные продукты по страхованию критических заболеваний, в том числе и от нового вируса.
В целом, можно сказать, что рынок страхования достаточно оперативно отреагировал на изменения и предложил клиентам и партнёрам варианты работы в новых условиях.
— Как изменилась оценка надежности страховщиков с учетом кризиса?
— Мы проводим регулярный мониторинг партнеров и предлагаем своим клиентам полисы первоклассных страховых компаний.Для нас всегда было важно понимать надежность страховщиков, способность исполнять имисвои обязательства в долгосрочном периоде и сохранять необходимый уровень сервиса для нас и наших лизингополучателей. Мы практикуем заключение многолетних полисов на весь срок договора лизинга. Как квалифицированный участник рынка, мы берем на себя оценку рисков и несем определенную ответственность перед нашими лизингополучателями.В условиях кризиса,соблюдение финансовых показателей деятельности страховщиками становятся еще более важными. Мы оцениваем не только отчетность партнера, но и информацию из открытых источников, новостной фон и текущую рыночную аналитику рейтинговых агентств. Мы держим руку на пульсе, чтобы оперативно реагировать на возможные негативные сигналы о деятельности страховых компаний.
— Как лизинговая компания приспособилась к режиму «удаленки» при сотрудничестве со страховыми компаниями?
— Как я уже говорил, мы высоко оцениваем оперативность страховых компаний при переходе на удаленку и их работу в режиме карантина. Конечно, были сложности на первом этапе, но, по большому счету, все было решено в течение апреля.
Основной проблемой остается документооборот. Со многими партнерами вопрос подписания полисов был решен посредством выдачи доверенностей и использованием факсимиле. Часть операций мы смогли перевести в электронный документооборот (ЭДО). Мы оценивали возможность полного перехода на ЭДО в том числе и при оформлении полисов, но после обсуждения с партнерами поняли, что сейчас это несет для нас усложнение бизнес-процессов и не представляется возможным.
— Как изменились запросы лизингополучателей в связи с пандемией?
— Я не открою вам секрет – в период кризиса все начинают считать деньги. Конечно, мы получили много запросов от клиентов, которые хотят минимизировать затраты на страхование. В сотрудничестве со страховыми компаниями мы предложили ряд спецпрограмм как в части страхования, так и в совокупности с выгодными условиями по лизинговому финансированию.
Для всех наших клиентов есть опция включения страховки в график лизинговых платежей. Это позволяет равномерно распределить затраты компании по году и не нести пиковых нагрузок при оплате страховой премии. Когда речь идет об одном легковом автомобиле, это не так страшно, но, если мы говорим об управлении крупным парком грузовой, специализированной строительной техники или о производственном комплексе, это очень удобный инструмент планирования и управления денежными потоками организации.
— Как повел себя портфель с точки зрения убыточности? Возросло ли количество ДТП и угонов ТС?
— Я считаю, что у нас сейчас «кризис несбывшихся прогнозов». Когда мы входили в активную фазупандемии, очень многие эксперты говорили о своем видении ситуации и ее развитии на ближайшие месяцы. По прошествии полугода можно констатировать, что сбылась лишь малая часть этих прогнозов и всё развивается по какому-то особенному сценарию.
Также произошло с прогнозами и нашими ожиданиями от поведения страхового портфеля. Произошла девальвация рубля, остановились многие производства, нарушены логистические цепочки – всё это привело к росту стоимости и определенному дефициту запчастей на ходовые модели. Мы ожидали роста убыточности, связанного с угонами автотранспорта. Де факто, произошла обратная ситуация и по состоянию на конец 2020г. количество угонов в нашем портфеле сократилось по сравнению с предыдущими годами.
Помимо этого, мы отмечаем некоторое сокращение по рискам ущерба. Я связываю это прежде всего с ограничением мобильности населения. На дорогах меньше машин, многие предпочитают работать удаленно, сокращая до минимума внешние контакты. Многие отказались даже от поездок в супермаркеты и пользуются сервисами по доставке продуктов на дом. Все это сказывается на ситуации на дорогах: меньше трафик, а следовательно, меньше частота наступления страховых событий.
Я говорю в основном о страховании автотранспорта по КАСКО, т.к. это традиционно наиболее убыточный вид страхования с высокой частотой страховых событий. В части страхования спецтехники и оборудования мы не отмечаем перемен. В этом сегменте наша убыточность на протяжении многих лет находится практически на нулевых уровнях.
— В чем преимущество работы с лизинговой компанией при оформлении договоров страхования имущества?
— Некоторые из преимуществ я уже упомянул. Прежде всего это комплексный аутсорсинг: оценка риска сотрудничества с той или иной страховой компанией, подбор наиболее выгодного тарифа и оптимального набора рисков для конкретного лизингополучателя, возможность применения скидок лизинговой компании или специальных программ страхования, которые недоступны для клиента «с улицы». Мы много лет сотрудничаем со страховщиками, обладаем отличной репутацией и большой экспертизой в страховании и сопровождении договора, наши сотрудники контролируют процесс урегулирования убытков и оказывают консультационную и юридическую поддержку лизингополучателям. За счет системного подхода и синергии с договором лизинга мы гораздо больше, чем страховой агент. Наши услуги имеют реальную ценность для лизингополучателя.
Мы предлагаем нашим клиентам расширенный пакет страховых услуг, не ограничиваясь страхованием имущества по договору лизинга. С нашей помощью можно оформить полис на любое имущество, как движимое, так и недвижимое; застраховать ответственность перед третьими лицами, перевозимые грузы или опасные производственные объекты.
Кроме того, мы развиваем страхование как элемент социального пакета для сотрудников наших клиентов. Мы предлагаем как полисы КАСКО и ОСАГО на личные автомобили, так и страхование квартир и загородной недвижимости, страхование от несчастного случая при занятиях любительским и профессиональным спортом, ДМС и многие другие виды. Все расчеты и консультации проводятся нашими менеджерами удаленно, что особенно актуально в условиях пандемии. Мы расскажем в чем преимущества заключения полиса по конкретному виду страхования в той или иной компании, объясним специфику продуктов и порядок урегулирования убытков. Оплата производится онлайн напрямую в страховую компанию, что является дополнительной гарантией чистоты сделки с нашей стороны. Оформленный полис будет доставлен сотруднику на рабочее место или домой в удобное время.
— Перспективы рынка страхования 2021 год?
— Как я уже говорил, 2020-й – год несбывшихся прогнозов, но работать без планов и взглядов в будущее невозможно.
Сейчас на рынке слишком много неизвестных. Развитие пандемии, скорость вакцинации и ее эффективность,
геополитические риски, стоимость природных ресурсов, стабильность курса рубля – все это будет определять нашу
реальность в 2021 году и на ближайшие годы.
На рынок розничного страхования сильное давление будут оказывать продажи нового автотранспорта и спецтехники. В
апреле мы были готовы к пессимистичному развитию ситуации на рынке, но по итогам 2020 года продажи легкового
автотранспорта и легкового коммерческого транспорта превзошли наши ожидания.
Ажиотажный спрос этого года и простой производителей приводят к риску «ямы» в 2021 году. С подобными ситуациями
рынок уже сталкивался после кризисов 2008 и 2015 годов. Буду рад ошибиться, но сейчас сценарий снижения продаж
нового автотранспорта выглядит наиболее вероятным.
Если говорить о других видах и тенденциях рынка, однозначно мы увидим рост применения инструментов удаленной работы как в сфере В2В, так и в В2С.Пандемия стала очень сильным катализатором развития всех подобных технологий. В этом направлении можно ожидать только дальнейшего развития и на мой взгляд это очень позитивная тенденция, которая повышает общую эффективность отрасли.
В части продуктовой линейки, у многих страховщиков уже появились новые решения в сфере медицинского страхования, страхования жизни и телемедицины. Вполне может быть, что это всего лишь локальный ответ рынка на текущие вызовы, но я полагаю, что мы придем к новым комплексным продуктам и расширению рисков в уже действующих видах страхования.
Конечно, очень интересно посмотреть на восстановление международного туризма и рынок ВЗР. Сейчас мы видим катастрофическое падение по данному направлению и пока что очень сложно предсказать сроки восстановления отрасли и реакцию населения, даже после открытия границ.
Все эти тенденции приведут к повышению конкуренции за клиента и давлению на страховщиков с точки зрения стоимости услуг и требований к качеству работы как с клиентами, так и со всеми партнерами, участвующими в продаже и сопровождении договоров страхования. Для клиентов такая конкуренция принесет только плюсы. Несмотря на хорошие показатели рынка и рост сборов за 9 мес. 2020г, я уверен, что 2021 год станет рынком клиента, и будет сложным для всех страховщиков.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|