Позицию Банка России по предстоящей реформе лизинговой отрасли порталу All leasing изложил Сергей Моисеев, советник первого заместителя Председателя Банка России
— Как известно, Суд Евразийского экономического Союза подтвердил возможность регулирования лизинговой отрасли Банком России. Какие основные позиции Банку России удалось отстоять?
— Российскую Федерацию представляли Министерство юстиции, Министерство финансов и Банк России. Российская сторона, опираясь на нормы международного права и определения ООН, МВФ, ОЭСР и ВТО, квалифицировала лизинг как финансовую услугу. Кроме того, российская сторона придерживалась мнения, что на рынке лизинга ЕАЭС национальными правительствами может быть реализована только совместная согласованная политика, поскольку в ряде стран союза уже введено регулирование лизинга. В итоге суд ЕАЭС признал наше право вводить государственное регулирование лизинговой деятельности в России, в том числе устанавливать требования к отчетности лизинговых компаний. Это значит, что мы сможем продолжить работу в том русле, в котором вели ее изначально, с целью повысить прозрачность рынка лизинга.
— У государств-членов Евразийского Союза есть опыт регулирования лизинговой деятельности. Каковы в их случаях экономические результаты регулирования?
— В Беларуси реализована облегченная модель регулирования, основные черты которой предполагается имплементировать в России. Пруденциальные требования к белорусским лизингодателям отсутствуют. Они подлежат государственной регистрации и предоставляют о себе отчетность в Национальный банк Республики Беларусь. В Республике Армения действует более жесткий режим, который приравнивает лизингодателей к кредитным организациям, в частности, кредитным кооперативам. На лизингодателей приходится около 1% активов кредитного сектора.
— Стоит ли опасаться лизингополучателям, которые сегодня заключают долгосрочные договоры финансовой аренды, что выбранная ими компания не войдет в Реестр ЦБ и будет в дальнейшем лишена права заниматься лизинговой деятельностью?
— Мы полагаем, что компании, оставшиеся вне реестра, не должны иметь преимущества по сравнению с добросовестными компаниями. Они не могут продолжать извлекать доход по действующим договорам, не выполняя законодательных требований. По этой причине договоры компаний вне реестра должны подлежать прекращению или передаче другим компаниям, находящимся в реестре. При заключении новых договоров будущему лизингополучателю стоит выяснить намерения своего лизингодателя и состояние его дел, чтобы не оказаться в одной лодке с недобросовестной компанией.
— Законопроект, предусматривающий изменения в деятельности лизинговых компаний, прошел первое чтение в Государственной Думе. Какие положения законопроекта, на Ваш взгляд, останутся неизменными, а какие станут предметом дискуссии?
Все ключевые положения останутся неизменными — государственная регистрация, МСФО и отчетность, саморегулирование. По этим вопросам дискуссия была, полемики по новым темам я не вижу.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|