О тенденциях развития автолизинга в России порталу All-Leasing.Ru рассказала директор компании «CARCADE Лизинг» Лариса Власова.
— Как вы оцениваете итоги работы CARCADE за первые шесть месяцев 2012 года? Какие важные события в жизни компании произошли в первом полугодии?
— Первая половина 2012 года для «CARCADE Лизинг» — это успешный выход на рынок облигационных займов и расширение списка кредитных партнеров, интеграция услуг дочерней компании Кубаньбанка в собственную сеть продаж и предложение клиентам новых выгодных условий по автокредитованию.
Мы достигли запланированных показателей, увеличив объем нового бизнеса до 8,69 миллиарда рублей и удвоив объем текущего лизингового портфеля по отношению к аналогичному периоду прошлого года до 12,9 миллиарда рублей. Темпы роста портфеля CARCADE опережают среднерыночные показатели в три раза.
Объем продаж договоров лизинга за первые шесть месяцев текущего года по отношению к первой половине 2011 года увеличился на 14%, что полностью соответствует ситуации на рынке легковых и легких коммерческих автомобилей, который в первом полугодии 2012 года также продемонстрировал рост 14% к аналогичному периоду прошлого года.
— Как изменилась ситуация с фондированием компании после ее выхода на рынок облигаций?
— Размещение облигационного займа — часть стратегии «CARCADE Лизинг» по диверсификации источников внешнего финансирования. В текущей ситуации, когда финансовые рынки отличаются нестабильностью, сбалансированная база фондирования — непременное условие для лизинговой компании, стремящейся поддерживать хороший уровень ликвидности для разработки и запуска конкурентоспособных продуктов и оперативного финансирования новых договоров лизинга на выгодных условиях для клиентов.
Кроме этого, компания ведет постоянную работу по расширению числа партнеров среди банков-кредиторов — крупнейших компаний страны. В первом полугодии 2012 года CARCADE открыла кредитные линии на общую сумму более 5 миллиардов рублей в Сбербанке России, ВТБ, Альфа-Банке и Росбанке.
Наше устойчивое финансовое положение подтверждено положительными оценками независимых экспертов. 17 сентября 2012 года агентство Fitch Ratings повысило национальный долгосрочный рейтинг ООО «Каркаде» с уровня «A-(rus)» до «A(rus)» и подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) компании в иностранной и национальной валюте на уровне «B+». Агентство определило прогнозы по обоим рейтингам как «стабильные».
5 сентября 2012 года CARCADE вошла в пятерку лидеров по большинству относительных показателей в ренкингах эмитентов облигаций за 2011 год ИА Cbonds, оказавшись среди крупнейших игроков финансового рынка России. Особую оценку со стороны агентства CARCADE получила за обладание «наиболее качественным кредитным портфелем среди финансовых компаний, участвующих в ренкингах».
Мы не испытываем дефицита ликвидности, обладаем хорошей кредитоспособностью и имеем выгодные условия привлечения заемного капитала. Благодаря этому CARCADE предлагает клиентам гибкие условия финансирования приобретения автомобилей в лизинг.
— После относительного затишья в летний период рынок вступил в фазу активного делового сезона. С каким настроением смотрят на второе полугодие автолизинговые компании, в частности ваша?
— Настроение положительное — рынок лизинга автотранспорта рос на протяжении первого полугодия 2012 года и при сохранении благоприятной конъюнктуры объем нового бизнеса будет увеличиваться в третьем и четвертом кварталах.
Дополнительный оптимизм вселяют прогнозы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным АЕБ, во втором полугодии 2012 года продолжится устойчивый рост продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. В преддверии вступления России в ВТО российские покупатели медлили с приобретением новых машин, ожидая снижения цен на импортные автомобили. Но после введения утилизационного сбора как меры по защите отечественных автопроизводителей стало очевидно, что падения цен на иномарки не произойдет, поэтому начнется реализация отложенного спроса. Необходимость приобретения нового автотранспорта потребует от бизнеса дополнительных источников финансирования, и автолизинг в этой ситуации будет лучшим вариантом.
В связи с этим у нас есть все основания ожидать увеличения числа обращений клиентов в CARCADE в оставшиеся месяцы 2012 года, на которые приходятся традиционные пики продаж.
— Ваш прогноз по рынку автолизинга на второе полугодие в цифрах?
— Предполагаемый рост — 20—30%. 2012-й — год умеренного роста основных показателей. Очевидно, что рекорды 2010—2011 годов, достигнутые в результате эффекта низкой базы, в 2012-м не повторятся. В текущих условиях конкуренция на рынке услуг автолизинга ужесточится.
— И как компании будут бороться за своих клиентов?
— Предлагая конкурентоспособные востребованные лизинговые продукты. В сегменте розничного лизинга автомобилей особой популярностью будут пользоваться лизинговые решения под ключ, максимально удовлетворяющие потребностям лизингополучателей. Речь идет не просто о финансировании покупки машины, а о расширении стандартного лизингового предложения дополнительными сервисными опциями, которые бы повышали комфорт обслуживания клиентов в лизинговой компании, помогали им экономить время и средства при аренде и эксплуатации автомобиля. Это тренд 2012 года.
— Когда ваша компания сможет предложить клиентам подобное финансовое решение?
— Мы уже разработали такой продукт, опережая рынок, — это новая программа для малого и среднего бизнеса «Больше чем лизинг». В некотором роде CARCADE — «трендсеттер» на рынке автолизинга, и в наших правилах задавать новые стандарты в отрасли.
«Больше чем лизинг» разработана в рамках инновационной концепции CARCADE по развитию взаимоотношений с клиентами и отражает тенденции рынка. Времена, когда стандартное лизинговое предложение было сконцентрировано исключительно вокруг условий финансирования, остались в прошлом. Современный лизингополучатель стал более разборчивым и более требовательным к качеству оказываемых услуг. Мы предлагаем в рамках единого договора лизинга много дополнительных сервисов.
Ранее для их получения клиенту приходилось обращаться в другие организации, самостоятельно заниматься поиском поставщиков услуг, тратить время на изучение предложений, заключать дополнительные договоры и обременять себя их обслуживанием. Теперь такие сервисы можно получить в CARCADE, заключив всего один договор.
— Расскажите поподробнее о сервисах, которые лизингополучатели могут приобрести в CARCADE, выбирая программу «Больше чем лизинг».
— Во-первых, это очень комфортный и выгодный пакет по страхованию. Наши клиенты получают в использование застрахованное транспортное средство по программе КАСКО с возможностью возмещения до 100% стоимости автомобиля при любых страховых случаях. Мы предлагаем лизингополучателям произвести страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами по программе ОСАГО и воспользоваться расширенным лимитом выплат суммы возмещения гражданской ответственности до 1 млн рублей, а также приобрести услуги страхования безопасности водителей и пассажиров. При этом наши специалисты консультируют по подготовке документов, необходимых для заявления страхового события, помогают проводить переговоры со станциями технического обслуживания, оказывают помощь в случае хищений и конструктивной гибели автомобилей.
Во-вторых, это комплексная услуга, получаемая по сервисной карте CARCADE, приобретение которой снимает с клиентов решение многих вопросов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Например, программа круглосуточной технической поддержки включает в себя услуги эвакуатора, подвоз топлива, зарядку аккумулятора, вызов аварийного комиссара, оперативную помощь при неисправностях и ДТП. Более того, карта CARCADE дает возможность предпринимателям оптимизировать затраты на обслуживание автомобиля: положительный баланс карты позволяет бесплатно заправить новый автомобиль за счет лизинговой компании, а услуга безналичного расчета по карте устанавливает дополнительный контроль над такими расходами, как заправка и мойка автомобиля.
В-третьих, это профессиональная консультационная поддержка клиентов по всем вопросам лизинговой сделки. Несмотря на то что финансовая грамотность бизнеса растет и информированность о преимуществах автолизинга из года в год увеличивается, заключение договора по финансированию покупки автомобиля по-прежнему вызывает множество вопросов со стороны клиентов лизинговых компаний, и информационная поддержка очень востребована.
— Предпринимает ли CARCADE какие-нибудь действия по повышению информированности потенциальных клиентов о преимуществах финансовой аренды?
— CARCADE ведет активную работу в этом направлении, по возможности участвуя во всех мероприятиях, которые бы помогли представителям МСБ узнать о простом и выгодном инструменте приобретения автомобилей — лизинге.
В июне 2012 года мы предложили новую концепцию «просветительских» мероприятий в формате «лизинг-ланч». Лизинг-ланчи организуются на базе автосалонов, сотрудничающих с нами автодилерских компаний. В рамках таких мероприятий клиенты могут получить индивидуальную консультацию специалиста CARCADE по приобретению машины в лизинг, пройти тест-драйв понравившегося автомобиля, получить новые практические знания для своего бизнеса на семинаре о лизинге.
Мы расцениваем организацию лизинг-ланчей как позитивный момент в популяризации услуг автолизинга — CARCADE получает возможность оказать профессиональную консультацию непосредственно в месте продаж автомобиля, где потенциальные клиенты принимают решение о покупке (только планируют или уже готовы приобрести новую машину).
В четвертом квартале текущего года в CARCADE запланировано проведение серии лизинг-ланчей в автосалонах, представляющих марку Chevrolet в рамках программы Chevrolet Leasing.
Новое направление только набирает обороты, но мы уверены в наших начинаниях, и нам есть куда расти — в России всего 2—4% от общего объема продаж автомобилей приобретается в лизинг, в Европе этот показатель куда более высокий — 35%.
— Но в Европе клиентами лизинговых компаний являются и простые физические лица, а в России этот способ финансирования пока не получил распространения на столь широкую аудиторию.
— Да, к сожалению, непроработанная законодательная база пока еще препятствует притоку числа клиентов — физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность. Но таким клиентам наша компания может предложить услуги автокредитования дочерней структуры CARCADE — ОАО «АБ «Кубаньбанк».
— Не будут ли конкурировать между собой розничные финансовые продукты CARCADE и Кубаньбанка?
— Вовсе нет, речь идет о целевых аудиториях с разными потребностями. Поэтому наши продукты, наоборот, дополняют друг друга, расширяя возможности покупателей в выборе нужной программы финансирования приобретения автомобиля: либо выгодные условия лизинга, либо не менее выгодные условия автокредитования.
— Возвращаясь к теме лизинга Европы. Как обстоит ситуация у ваших европейских коллег?
— По данным Европейской лизинговой ассоциации (Leaseurope), несмотря на экономическую нестабильность и волнения в зоне евро в 2011 году, рынок лизинга преодолел все трудности и взял курс на восстановление — рост рынка европейского лизинга — плюс 7% по отношению к 2010 году, объем нового бизнеса достиг отметки в 248 миллиардов евро. Локомотивом роста выступил сегмент лизинга оборудования и автотранспорта: объем нового бизнеса — 224 миллиарда евро, темп прироста — 11%.
Особый вклад приходится на долю автолизинга, а если быть точнее, лизинга коммерческого транспорта — рост 17%. Такая ситуация вполне закономерна, если учесть, что основные потребители лизинга в Европе — малые и средние предприятия.
Для сравнения: в России по объемам нового бизнеса в числе лидеров 2011 года оказались сегменты железнодорожной и грузовой техники, авиационного транспорта — категории, востребованные государственными организациями и крупными компаниями. Легковые автомобили находятся только на четвертом месте.
— Что, по-вашему, может изменить ситуацию в сторону увеличения доли МСБ в объеме нового бизнеса в России?
— Сравнивать российский и европейские рынки пока трудно. В России, по данным «Эксперт РА», в последние три года наблюдается рост доли крупного бизнеса в структуре новых заключаемых сделок. По итогам 2011 года доля крупных компаний достигла 70%, при этом доли малых и средних сократились до 15,5% и 13% соответственно. Но есть и положительные моменты — объемы сделок ощутимо выросли. По итогам 2011 года с малым бизнесом было заключено новых лизинговых сделок на сумму более 200 миллиардов рублей (рост примерно на 63%), со средним бизнесом — на 169 миллиардов рублей (рост примерно на 30%).
До показателей Европы нам пока еще далеко. В 2010 году аналитиками Leaseurope было проведено исследование в восьми странах Евросоюза. По данным исследования, в 2010-м услугами лизинга воспользовались 6 миллионов предприятий МСБ. Порядка 100 миллиардов евро инвестиций МСБ в основные средства финансировались с помощью лизинга, что составляет 52% от общего объема бизнес-лизинга в Европе и 45% от общего объема рынка лизинга.
Это завидные результаты, ведь в России в сегменте МСБ по-прежнему сохраняется пласт компаний и предпринимателей, которые не знают обо всех преимуществах лизинга или по какой-либо причине не доверяют ему. Поэтому одним из основных факторов, влияющих на долю МСБ в объеме новых лизинговых сделок, по-прежнему остается степень активности лизинговых компаний и других участников лизингового сообщества по повышению финансовой грамотности бизнеса, о чем мы говорили с вами ранее. Среди других обязательных условий — поддержка МСБ со стороны правительства и благоприятная макроэкономическая ситуация в стране.