Об особенностях операционного лизинга в России, его преимуществах и перспективах на рынке порталу All-Leasing.Ru рассказал генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов.
— Что такое операционный, или оперативный, лизинг, какова его специфика с точки зрения российского законодательства?
— Это вид лизинга, при котором лизингодатель по своему усмотрению и на свой риск приобретает имущество и передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на платной основе, перехода права собственности не происходит.
Лизинговое законодательство России определяет лизинг как последовательность отношений, для которых характерно всегда первоначальное заключение договора лизинга, а затем договора купли-продажи. И не определяет понятие «оперативного лизинга». Юридически оперативный лизинг, при котором лизингодатель передает в лизинг уже имеющееся у него в собственности имущество, классифицируется как обычная аренда.
Переход права собственности к лизингополучателю на предмет лизинга законодательно всего лишь право сторон, которое может быть закреплено в договоре лизинга.
— Чем оперативная аренда отличается от финансовой?
— Это совершенно разные виды услуг. Связано это с тем, что задача оперативной аренды — предоставить клиенту услугу, финансовой — финансировать клиента.
Поэтому, кроме перехода права собственности, между ними существует несколько принципиальных отличий.
При финансовой аренде важен тот факт, что лизинговая компания приобретает имущество для его передачи конкретному клиенту — в отличие от оперативного лизинга, когда лизингодатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика исходя из наличия спроса на него.
Срок финансового лизинга, как правило, совпадает со сроком полезного использования имущества, а в оперативную аренду имущество может передаваться на протяжении срока своей эксплуатации несколько раз.
Наличие дополнительных сервисов является обязательной составляющей оперативной аренды, сюда можно отнести регистрацию имущества, постановку на учет, а также его полное техническое обслуживание.
— Для российских предприятий услуга финансового лизинга стала уже привычной, чего не скажешь об оперативной аренде. С чем это связано?
— Если обратиться к западному опыту, то оперативный лизинг является более поздним и зрелым этапом развития лизинга. Именно на этой ступени лизинговые компании по-настоящему идут на риск. Перепродать бывшую в употреблении технику очень трудно. Если после одного года эксплуатации оборудование еще можно восстановить, то после трех лет его стоимость значительно снижается.
Поэтому использование оперативного лизинга предполагает наличие зрелого вторичного рынка, поскольку вернувшиеся объекты надо далее сдавать в аренду. Лизинговые компании вынуждены активно исследовать рынок, использовать разные маркетинговые инструменты, тщательнее планировать денежные потоки. Таким образом, уровень управления лизинговой компанией поднимается на более высокую ступень. Этот этап развития преодолели большинство западных стран.
— Насколько активно развивается российский рынок операционного лизинга сейчас? С чем это связано?
— В России на долю операционного лизинга приходится всего 4% сделок, поскольку это относительно новый для нас тренд. Для сравнения: в странах с развитым рынком лизинга (США, Западная Европа) этот показатель составляет до 20%. Среди причин такого отставания от Запада, где этот финансовый инструмент очень популярен, можно назвать сложную инфраструктуру, особенности российского менталитета, слабо развитый вторичный рынок, со стороны лизинговых компаний — желание работать только с высоколиквидным имуществом, а со стороны лизингополучателей — иметь это имущество в собственности, а не брать аренду.
Тем не менее на данный момент у российских предпринимателей постепенно растет интерес к операционному лизингу.
Лизингополучатели при помощи оперативного лизинга стремятся избежать рисков, связанных с владением имуществом, например с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования, увеличением затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования, и т. д.
— В каких случаях клиенту выгоднее предпочесть оперативную аренду финансовой?
— Оперативный лизинг имеет смысл выбирать, когда: предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены; оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование); объектом сделки выступает новое, ранее не используемое либо быстроустаревающее оборудование; объектом сделки выступают luxury-товары (яхты, суперджеты, дорогие автомобили).
Также для ряда отраслей (в частности, строительства) характерна загрузка мощностей лишь на определенное время.
Оперативный лизинг предоставляет возможность использовать новейшее оборудование, при этом клиент освобождается от проблем, связанных с его хранением, ремонтом, обслуживанием. Также он позволяет оптимизировать логистику, когда вопросами перемещения техники с места на место занимается лизинговая компания.
— А что, по-вашему, можно отнести к минусам оперативной аренды?
— Пока большинство лизинговых компаний предлагают данную услугу только по наиболее ликвидным видам имущества — легковой и грузовой автотранспорт, отдельные виды спецтехники, подвижной состав. При этом по ряду оборудования оперативный лизинг в принципе не может быть предоставлен в силу его уникальности и невозможности последующей реализации на вторичном рынке.
Недостатком оперативного лизинга для лизингополучателей является, как правило, более высокая ставка лизинговых платежей по сравнению, например, с банковским кредитом или финансовым лизингом. Это обусловлено специфическими рисками данной услуги для лизингодателя (риск не найти арендатора на весь срок эксплуатации имущества, риск поломки имущества, риск досрочного расторжения договора).
— Каким образом можно снизить риски, связанные с возвратом имущества после окончания договора с лизингополучателем?
— Например, можно предусмотреть в договоре право вернуть имущество на условиях buy-back или trade-in.
Поскольку вторичный рынок предъявляет достаточно четкие требования к подержанному имуществу, лизинговая компания может потребовать создания определенных условий для эксплуатации объекта лизинга. Например, при передаче в лизинг железнодорожных вагонов лизингополучатель обязуется перевозить в них только определенные грузы, автомобилей — ограничить пробег, техники — времени работы.
— Классическим преимуществом финансового лизинга является наличие налоговых льгот. При операционном лизинге такие преимущества отсутствуют?
— Об этом следует судить исходя из конкретных показателей. В общем случае налогооблагаемая база сокращается, поскольку арендные платежи относятся к расходам, есть возможность возместить по ним НДС. С другой стороны, переход права собственности к лизингополучателю при финансовом лизинге является лишь правом сторон, и возможно использование классических льгот при комбинации финансового и оперативного лизинга.
— Что нужно лизинговой компании для начала предоставления услуг операционного лизинга?
— В первую очередь нужно определить, в какое имущество выгодно инвестировать на данный момент. По сути, надо провести обычную подготовку к запуску нового бизнеса: изучить рынок и конкурентов, решить вопрос покупки или создания компании-оператора для проведения сделок по лизингу, а также сервисной службы, которая будет заниматься содержанием оборудования и при необходимости — реализацией.
— Что необходимо сделать, чтобы оперативный лизинг в России начал набирать обороты?
— Сейчас оперативный лизинг привлекает тех, кто желает заменить устаревшее и ненадежное оборудование, занять новую нишу, обойти конкурентов. Для его развития нужно решить две основные проблемы: недостаточную информированность предпринимателей и убежденность в том, что имущество должно являться собственностью компании, а не средством производства.
С первой задачей лизинговое сообщество успешно справляется, к тому же сами клиенты постоянно ищут новые способы приобретения имущества. Вторая, вероятно, будет решена в ближайшее время за счет изменения принципов учета имущества, являющегося предметом лизинга.
— Каковы планы компании «Газпромбанк Лизинг» в направлении оперативного лизинга?
— Мы продолжаем активно расширять спектр и повышать качество своих услуг. Реализуя свою стратегию развития до 2015 года, сейчас работаем над стандартизацией продуктового портфеля, увеличиваем региональное присутствие, автоматизируем бизнес-процессы и развиваемся в сегменте среднего бизнеса.
Мы внимательно изучаем рынок оперативного лизинга и готовим свои решения в этой области, в первую очередь для наших постоянных клиентов в приоритетных для нас отраслях — энергетика, нефтегазовая и транспортная отрасли.
Беседовал Александр ЩЕКОЧИХИН
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
Источник: All-Leasing.Ru
|