Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование рынка лизинга по итогам 2008 года.
В рамках проекта было проведено анкетирование 86 лизинговых компаний, которые занимают не менее 60% российского лизингового рынка. В исследовании использовались данные Российской ассоциации лизинговых компаний, аналитического агентства «Автостат», Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка РФ.
В исследовании проводится анализ основных показателей российского рынка лизинга, таких как объем нового бизнеса, количество заключенных контрактов, число лизингополучателей и других. Также проводится исследование структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.
Особое внимание в исследовании было уделено вопросам финансирования лизинговой деятельности, изменению долей источников средств в пассивах лизинговых компаний. Также приводится расчет ключевых показателей эффективности деятельности и рентабельности бизнеса, коэффициентов рентабельности активов и собственного капитала.
В приложениях приведены рейтинги лизинговых компаний по ключевому показателю объема нового бизнеса в 2008 году. Также составлены рейтинги компаний-лидеров в регионах РФ и крупнейших компаний в ряде сегментов рынка.
Последствия кризисных явлений 2008 года наиболее наглядно проявились в резком сокращении объемов нового бизнеса до 26,65 млрд долларов с учетом НДС (Оценочные данные, основанные на определении доли компаний, принявших участие в анкетировании, в общем объеме оказываемых услуг лизинга). Падение рынка почти на четверть (24,7%) по сравнению с итогами прошлого года – следствие прежде всего снижения заинтересованности инвесторов в средне- и долгосрочных инвестициях, направленных на обновление основных фондов.
В то же время количество как заключенных договоров, так и лизингополучателей увеличилось. Число договоров выросло на 13,5% и составило 72 161 (Здесь и далее по данным анкетирования 86 лизинговых компаний). Количество лизингополучателей – на 13,3% и достигло 42 147. Рост этих показателей свидетельствует об уменьшении средней стоимости лизингового контракта за счет произошедшей переориентации на более ликвидные и более дешевые объекты лизинга. В первую очередь, автотранспорт. Рынок лизинга автотранспорта вырос на 6,25% и составил 117 851,73 млн рублей (Здесь и далее объемы указаны без НДС), главным образом за счет сегментов спецавтотехники и прицепов и полуприцепов, которые выросли в среднем на 27%.
Весьма существенно числовое подтверждение сохранения потенциала отрасли к восстановлению за счет роста спроса на услуги лизинговых компаний. Рост числа поданных заявок (на 22%) связан с двумя факторами: сворачивание банками программ корпоративного кредитования, и автокредитования в частности, а также возросший интерес с возвратному лизингу.
Помимо автотранспорта рост показали также сегменты лизинга недвижимости, сельскохозяйственной техники и племенного скота. Рынок недвижимости увеличился на 48,63% и составил 14 576 млн рублей.
Рынок лизинга сельхозтехники и скота вырос на 48,12% и достиг 22 884 млн рублей. Столь успешное развитие даже в кризисный период – следствие активной государственной поддержки аграрного сектора. Правительство, признавая эффективность лизинга как инвестиционного инструмента, намерено в дальнейшем оказывать адресную поддержку и в других отраслях экономики за счет предоставления в лизинг оборудования. Что безусловно должно вызвать рост доли государства в структуре собственности в лизинговом секторе.
Еще одной прогнозируемой тенденцией может стать ослабление роли иностранных компаний на российском рынке лизинга. С уверенностью можно сказать, что прихода новых крупных игроков ожидать не стоит, «иностранцев» смущает специфика работы на российском рынке, в первую очередб связанная с неоднозначной политикой в налогооблажении отрасли.
Рынок оборудования сократился на 11,29% и составил 104 295 млн рублей. Самое серьезное сокращение объемов зафиксировано в сегменте лизинга железнодорожного транспорта на 42,85% до 85 539, 67 млн рублей, связанное с отказом РЖД от использования лизинговых схем. Рынок лизинга железнодорожного транспорта традиционно имеет высокий удельный вес в общем объеме лизинговых сделок, в 2008 году на него пришлось около 24%, в связи с этим его резкое падение оказало существенное влияние на общее снижение объемов лизинга.
Кризис не помешал лизинговым компаниям проводить интенсивную региональную экспансию. Объемы новых контрактов росли практически везде за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Лидерами роста стали Центральный федеральный округ (объем нового бизнеса возрос на 84,15%) и Южный федеральный округ (прирост на 58,5%). Наибольшее падение было отмечено в Москве – на 35,2%.
Отказ от крупных объектов лизинга повлек за собой снижение средней продолжительности договоров. По-прежнему преобладают контракты на срок от 25 до 36 месяцев (около 46% отобщего числа), но она постепенно снижается в пользу более краткосрочных договоров, сроком до 24 месяцев.
Среди тенденций конца 2008 года и имеющих все шансы еще сильнее проявится в 2009 году стоит отметить начавшуюся консолидацию отрасли. Если ранее прогнозировалось, что она пойдет путем классических сделок M&A, то сейчас активизированы иные механизмы – простой уход с рынка небольших игроков, а также скупка лизинговых портфелей крупными компаниями. Публично такой механизм предложила компания Бизнес Альянс.
Также в числе конструктивных последствий кризиса ликвидности – ужесточение кредитной политики компаний и активизация работы с дебиторами.
Содержание исследования:
Введение
Обзор рынка. Общий рейтинг
Структура рынка по договорам. Участники и финансирование лизинговой деятельности
Структура рынка по объектам лизинга. Лизинг Автотранспорта. Рейтинг
Лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов. Рейтинг
Лизинг оборудования. Рейтинг
Лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота. Рейтинг
Лизинг недвижимости. Рейтинг
Структура лизинговой деятельности по федеральным округам и субъектам. Москва. Рейтинг
Санкт-Петербург. Рейтинг
Центральный Федеральный Округ (без Москвы). Рейтинг
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга). Рейтинг
Дальневосточный федеральный округ. Рейтинг
Приволжский федеральный округ. Рейтинг
Сибирский федеральный округ. Рейтинг
Южный федеральный округ. Рейтинг
Уральский федеральный округ. Рейтинг
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|