Модуль Леасофт БКИ

Оперативный лизинг автотранспорта в России. Западный тренд или необходимость?

30 июля 2008
Оперативный лизинг автотранспорта в России. Западный тренд или необходимость?

Оперативный лизинг – явление, получившее большое распространение в Западной Европе, но практически не развитое в России. О преимуществах и препятствиях для его развития в России рассказывает участник Сообщества E-xecutive Алексей Андрющенко.

В западной Европе и США основная часть корпоративного автопарка приобретается посредством оперативного лизинга. В мировом масштабе данная услуга пользуется спросом более 50 лет. В России оперативный лизинг пока практически не развит. Но в то же время упоминания о нем происходят все чаще.

Оперативный лизинг – это что?

Этот вопрос характеризует сегодняшнюю ситуацию в России вокруг оперативного лизинга. Во-первых, потенциальные потребители не понимают, что такое оперативный лизинг, и поэтому по-прежнему остаются лишь потенциальными. Во-вторых, сами операторы данной услуги тоже в недоразумении. Хотя для последних больше характерен вопрос. Оперативный лизинг – это как?

В российском законодательстве такого понятия не существует. Раньше, оно было прописано в законе, но потом его исключили. Есть аренда и финансовая аренда (лизинг), как ее разновидность. В бухгалтерском учете оперативного лизинга тоже нет. В то время с точки зрения бухгалтерских стандартов (SSAP 21) различают два типа лизинговых сделок (финансовый и оперативный лизинг).

Основным признаком финансового лизинга является переход всех рисков и выгод, связанных с использованием предмета лизинга, от собственника к арендатору. При этом приведенная стоимость установленных на весь срок аренды минимальных арендных выплат должна покрывать не менее 90% стоимости арендованного актива. Случаи аренды, не подпадающие под это определение, составляют оперативный лизинг. Британский бухгалтерский стандарт по учету арендованных основных средств требует отражения в учете лизингополучателя активов, арендованных на условиях финансового лизинга, аналогичного отражению собственных активов, т.е. арендованное имущество подлежит амортизации. При этом лизингодатель показывает средства, полученные от лизингополучателя, как финансовые активы. Оперативный лизинг означает, что предмет лизинг учитывается на балансе лизингодателя, а платежи за него поступают на счета прибылей и убытков лизингодателя и лизингополучателя соответственно.


В отсутствие законодательной базы по данному вопросу под оперативным лизингом в России понимается долгосрочная аренда автотранспорта на срок от 1 до 5 лет.

Что «лизингового» остается?

Преимущества лизинга за 8-10 лет его активного развития в России, думаю, знает уже каждый предприниматель.

1. Долгосрочное финансирование приобретения основных средств с минимальным внесением собственных средств.

2. Использование налоговых льгот.

3. Оперативность и гибкость по сравнению с кредитом.

Что же из этого останется при оперативном лизинге. Начнем с конца.

1. Оперативность и гибкость не только остаются, они значительно прогрессируют. В самом названии продукта присутствует его ключевое преимущество – оперативность. Арендатор может получить автомобиль в очень сжатые сроки и на обходимый ему период. При этом он получит автомобиль, который сможет сразу начать эксплуатировать, в то время как при кредите или финансовом лизинге, клиенту придется еще самостоятельно его регистрировать в ГАИ, страховать и проводить все необходимые работы для его эксплуатации. Компании предоставляют в оперативный лизинг определенную технику (в нашем случае речь идет о легковых автомобилях) и они в совершенстве владеют информацией о ней, о ее ликвидности (возможности быстро реализовать) и о возможностях иного использования, о рынке, на котором она используется, и его перспективах развития. Соответственно, они могут себе позволить снизить планку требований к Арендатору и быть более гибкими, чем лизинговые компании

2. Второе преимущество остается лишь частично. Арендатор по-прежнему сможет относить на расходы арендные платежи, сокращая налогооблагаемую базу, и сможет возместить НДС по оплаченным платежам. Но применение ускоренного коэффициента амортизации по данным сделкам невозможно.

3. А вот третье лизинговое преимущество в нашем случае вообще теряет смысл. Во-первых, по сравнению с финансовым лизингом, он не такой долгосрочный, а во-вторых, самое главное, приобретения основных средств больше нет. Арендатор владеет и пользуется транспортным средством в течение срока аренды, после чего возвращает его Арендодателю.

Таким образом, мы видим, что это не «тот» лизинг, хотя с некоторыми его элементами. Оперативный лизинг автотранспорта, скорее является также разновидностью транспортного аутсорсинга. Основная задача, которую решает оперативный лизинг – это выведение активов и бизнес-единиц за пределы компании, отказ от непрофильных бизнесов. А это не что иное, как аутсорсинг.

Зачем оперативный лизинг предпринимателю?

Оперативный лизинг за рубежом является неотъемлемой составляющей успешного бизнеса. В то же время аутсорсинг в целом там тоже более развит.

Прежде, чем перейти к преимуществам и недостаткам транспортного аутсорсинга, давайте рассмотрим причины обращения к аутсорсингу в целом.

Несомненно, причины любых действий и тем более действий стратегического характера (а переход к аутсорсингу можно отнести к таковым), связаны с получением эффекта, при этом необходимо, чтобы это был либо сразу денежный эффект, либо его последствия привели к получению дохода в будущем. Что, собственно, и диаграмма №1.

Итак, основные причины: снижение затрат, доступ к технологиям, дешевая рабочая сила, ценность для клиента, недостатки внутренних ресурсов и конкурентное преимущество. Эти причины можно поделить на две группы. Причины краткосрочного характера, которые позволят получить быстрый экономический эффект и долгосрочного – приведут в будущем к денежной выгоде.

Краткосрочные причины: снижение затрат, дешевая рабочая сила, недостаток внутренних ресурсов. Долгосрочные: доступ к технологиям, ценность для клиента, конкурентное преимущество. Из Диаграммы №1 видно, что причины краткосрочного характера преобладают над долгосрочными. Но статистика утверждает, что на аутсорсинг передается чаще всего: охрана, различные виды сервисного обслуживания (бытовое, медицинское, уборки, питание, ремонты и т.п.), транспортное обслуживание и информационное. Реже всего бизнесмены отдают основное производство и продажи. Но ведь львиную долю затрат в себестоимости любой продукции составляют именно эти бизнес-процессы. Тогда логично было бы их отдать на аутсорсинг и ждать снижения расходов и увеличения прибыли. Но в нашем случае работает иная логика.

Так вот на вопрос - зачем он нам нужен? Я отвечу следующее. Эффективный аутсорсинг в целом, и транспортный аутсорсинг в частности, позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе, максимально эффективно используя и развивая свои ключевые компетенции, при этом получить некоторую экономическую выгоду за счет передачи непрофильных бизнесов профессионалов.

Оперативный лизинг автотранспорта в России.

На российском рынке оперативного лизинга существуют различные препятствия для развития данной услуги. Если в западной Европе и США большая часть корпоративных парков приобретается в оперативный лизинг, в России эта цифра менее 0,5%. И если среди лизинговых компаний и других игроков этого рынка существует некоторый ажиотаж вокруг этой услуги, со стороны потенциальных клиентов его пока нет.

Основная трудность, стоящая на пути развития оперативного лизинга в России, связана с психологией российских управляющих и владельцев компаний. Они рассматривают автопарки, в первую очередь, как актив компании, а не как средство производства. На западе уже давно научились считать стоимость использования автомобиля и срок его оптимальной эксплуатации, для них не имеет значение в собственности автомобиль или в аренде. В России отказ от собственных автопарков не характерен как для крупных, так и для небольших компаний. Если для первых, собственный автопарк, это полноценное выделенное бизнес-подразделение и компания не хочется с ним расставаться, потому что это «свое», пусть даже не совсем прозрачное и трудноконтролируемое. То, для вторых, это тем более важно. Имея несколько автомобилей в парке, они могут контролировать их содержание и самостоятельно им заниматься.

Но, если смотреть, более объективно, именно здесь возникает первая и основная ценность сотрудничества с лизинговой компанией. Оперативный лизинг для крупной компании создает, куда больший эффект, чем реорганизация собственного автомобильного предприятия. Работая со сторонней организацией компании проще контролировать и планировать расходы на автопарк. Компания может позволить себе сконцентрироваться на основном бизнесе, не занимаясь непрофильным.

Для средних и малых компаний снижаются расходы и увеличивается эффективность, так как управлением автопарка занимаются профессионалы, и здесь возникает «экономия масштаба» по обслуживанию автомобилей. Сама компания не может профессионально заниматься своим автохозяйством, ее нужно либо нанимать профессионалов в штат, либо концентрироваться на автопарке, а не на основном бизнесе. В то же время компании не приходится вынимать существенные суммы из оборотного капитала на приобретение автомобилей. И при этом равные ежемесячные платежи позволяют планировать бюджет компании.

Вторая проблема на пути оперативного лизинга в России – неразвитость данной услуги. Российские предприятия не знают об оперативном лизинге. Совсем недавно многие не знали, что такое финансовый лизинг и предпочитали либо самостоятельно приобретать необходимую технику, либо с помощью кредита. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый лизинг набрал обороты и большинство компаний, либо использует его, либо задумывалось о его использовании. Поэтому стоит ожидать качественного перехода к новому инструменту, а именно оперативному лизингу. В то же время появление оперативного лизинга в России можно связывать не только с западным модным веянием, но и с эволюционным развитием Российского лизинга. Еще 3-4 года назад, практически все лизинговые компании выступали формальным звеном между поставщиком, банком и клиентом. А затем с развитием конкуренции лизинговые компании стали выполнять значительно больше функций, чем ранее. Они самостоятельно страхуют, регистрируют технику, если речь идет об импорте, лизинговая компания растамаживает и даже может обеспечить доставку оборудования до клиента. Соответственно, в этой цепочке развития лизинга очень четко вырисовывается финал - оперативный лизинг, когда лизинговая компания берет на себя очень широкий функционал и решает за клиента все вопросы, касающиеся содержания автомобилей.

И, наконец, третье важное препятствие. Оно связано с человеческим фактором. Флит-менеджер агрессивно встречает оперативный лизинг, он считает, что у него забирают «хлеб». При чем некоторые думают, что они могут лишиться дополнительного дохода, а некоторые боятся лишиться рабочего места. Но если в первом случае, лизинговая компания вряд ли сможет помочь флиту, то втором, зачастую опасения флита напрасны. Если в компании уже имеется человек, который занимается автопарком, и компания решила значительно увеличить автопарк, то увольнять его не имеет смысла. Именно этот человек будет вести работу с лизинговой компанией. При чем если раньше ему нужно было работать с большим количеством контрагентов, по содержанию даже десяти автомобилей, то теперь ему придется работать только с одной компанией, какой бы большой парк не был. Если в компании сформирован уже большой отдел и имеется большой автопарк, то лизинговая компания, может часть персонала перевести к себе в штат. В этом случае, тоже все останутся в выигрыше, люди продолжат выполнять свои обязанности, а лизинговой компании не придется искать новый персонал, тем более что эти люди как никто будет осведомлен о потребностях клиента.

Подводя итоги.

Сейчас сложно судить, на сколько российский оперативный лизинг идет в ногу с мировой практикой, но можно точно сказать, что существует значительно отставание и видится серьезный потенциал. Темпы роста лизинга поражают из года в год, то же самое можно сказать и о росте продаж автомобилей в нашей стране. Ведущие производители всего мира делают акцент на российский автомобильный рынок. Поэтому логично предположить, что российский автолизинг ждет значительный рост в ближайшее время, при чем не только количественный, но и  качественный.

Я бы выделил следующие перспективы, которые, на мой взгляд, ожидают российский рынок оперативного лизинга.

1. К российским предпринимателям будет постепенно приходить понимание удобства оперативного лизинга и его целесообразности применимо к условиям их бизнеса.

2. Российские операторы продолжат работу над повышением качества собственных услуг и займутся их активным продвижением на рынок.

3. С ростом спроса на данные услуги и с учетом потенциала российского рынка следует ожидать приход крупных иностранных компаний, предоставляющих услуги оперативного лизинга, в Россию.

4. С ростом экономического благосостояния российских регионов операторы будут осуществлять активную региональную экспансию.

5. В целях повышения качества, предоставляемых услуг следуют ожидать появления на рынке стратегических партнерств и стратегических альянсов между операторами и лизинговыми компаниями или банками, а также с производителями и продавцами автотранспорта и другими участниками рынка, в том числе и с крупными клиентами.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Алексей АНДРЮЩЕНКО
Источник:  E-xecutive

Источник фото:  Stockxpert
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь