Подведены итоги работы лизинговых компаний за первые девять месяцев 2010 года. Они оптимистичны — рынок демонстрирует уверенный рост. Для сохранения положительной динамики, считают эксперты, как никогда необходима экономическая и политическая стабильность в стране.
Полцарства за стабильность
Лизинговый рынок весь текущий год демонстрирует уверенный рост. В июле-сентябре лизингодатели заключили новых сделок на сумму 164,5 млрд рублей - это на 73% больше, чем в третьем квартале 2009 года и сопоставимо с объемом сделок за третий квартал 2008 года (175 млрд рублей). Объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2010 года составил 420 млрд рублей, темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 127%. Совокупный лизинговый портфель на 1 октября 2010 года составил 1040 млрд рублей.
Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех сегментах рынка, активно росли сегменты автотехники и строительного оборудования. Повышенный спрос отмечался на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле техники 2010 года выпуска.
В то же время потенциальные клиенты более консервативно относятся к планированию: в тех проектах, где раньше брали десять машин, сегодня покупают лишь пять-шесть. Более взвешенно лизингополучатели стали подходить к оценке удорожания, усилились пожелания по снижению минимального аванса.
«Несмотря на то что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств», — отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг». Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с фондированием сделок сроком более трех лет, падение стоимости имущества, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка.
В рамках исследования лизинговым компаниям-участникам было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые в настоящее время препятствуют развитию лизингового сектора.
Всего понемногу
Главными факторами, сдерживающими развитие рынка, как и в первой половине 2009 года, являются нехватка надежных клиентов и ограниченные у многих компаний возможности доступа к «длинным» и «дешевым» ресурсам.
Фактор нехватки «длинных» денег стал в 2010 году более важным и занял второе место по значимости. В то же время фактор доступа к необходимому объему средств на фоне избыточной ликвидности в банковском секторе потерял свою остроту и опустился со второго на третье место.
Несмотря на существенное оживление на рынке, фактор низкого спроса на лизинговые услуги не потерял свою значимость и занял четвертое место, которое в первой половине 2009 года принадлежало фактору высокого уровня удорожания сделки. В связи со снижением в 2010 году процентных ставок на финансовом рынке уровень удорожания был исключен из списка оцениваемых факторов.
Фактор возврата лизинговым компаниям НДС не вошел даже в пятерку наиболее острых, поскольку в условиях снижения лизингового портфеля компании больше уплачивали НДС в бюджет, а не предъявляли его к возмещению. По оценке «Эксперт РА», НДС к возмещению на 1 октября 2010 года в целом по рынку составил около 5-6 млрд рублей (на 1 октября 2007 года - около 20 млрд рублей).
Среди прочих отрицательных факторов участники рынка называют сохранение чрезмерно консервативных подходов в риск-менеджменте банков, несмотря на позитивные изменения в экономике. Следствием этого являются повышенные требования к заемщикам — как к лизингодателю, так и к лизингополучателю. Также негативно на рынок влияет отсутствие у лизинговых компаний действенных возможностей для внесудебного изъятия имущества у недобросовестных клиентов. Хотя право собственности на имущество и остается у лизингодателя, процесс изъятия предмета лизинга с учетом судебных процедур зачастую занимает полгода и более, что наносит значительный урон финансовой устойчивости лизинговой компании. Независимых лизингодателей (не являющихся дочерними компаниями банков или производителей техники) также тревожит значительное усиление конкуренции со стороны государственных лизинговых компаний.
Лидеры рынка
В тройку лидеров рынка по объему новых сделок за девять месяцев 2010 года вошли «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «ВТБ-Лизинг»: на эти компании в сумме пришлось 37% объема новых сделок.
Наибольший объем контрактов (63,3 млрд рублей) был заключен компанией «Сбербанк Лизинг». С 2009 года компания активно наращивает филиальную сеть и масштабы сделок. В 2010 году было открыто 8 новых филиалов компании и дочерняя компания на Украине, число филиалов «Сбербанк Лизинга» на 1 октября составило 35.
Высокая активность крупнейших компаний, имеющих доступ к значительным по объему источникам фондирования, обусловила их доминирование на рынке по итогам девяти месяцев 2010 года и повышение концентрации. Доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 15% (за девять месяцев 2009 года - 11,8%), на десять крупнейших компаний пришлось 58% новых сделок (в 2009 году - 48,6%).
Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде почти половину новых сделок на рынке (46,7%) обеспечили связанные с государством лизинговые компании (в том числе «дочки» госбанков).
В географическом разрезе за девять месяцев 2010 года значительно изменилась доля лишь трех регионов — Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО, доля сделок остальных регионов изменилась менее заметно. Доля Москвы увеличилась с 28,9% по итогам девяти месяцев 2009 года до 37,6%, доля Сибирского ФО снизилась с 15,6% до 6,5%, доля Центрального ФО сократилась с 20,9% до 14,8%.
Тройку лидеров по объему сделок в Москве за девять месяцев 2010 года составили компании «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ТрансКредитЛизинг». Суммарно данные компании обеспечили 48,4% новых сделок, приходящихся на столицу.
Сегментация рынка
Наибольший объем сделок за девять месяцев 2010 года по видам оборудования сохранил за собой сегмент железнодорожной техники — 33,2%. Вторым по объему сегментом стала авиатехника (15%), сегменты грузового и легкового автотранспорта заняли почти одинаковые доли в структуре новых сделок — 9,9% и 9,4% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидерство по объему сделок сохранила компания «ВТБ-Лизинг» (33,96 млрд рублей).
По итогам девяти месяцев 2010 года сократились в объеме лишь 9 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Эксперт РА» в рамках исследований, в течение третьего квартала 2010 года число таких сегментов не изменилось. При этом положительные темпы прироста наблюдались в 29 сегментах рынка.
Многие участники рынка по-прежнему опасаются новой волны кризиса. Это неудивительно: лизинг, как показала практика, чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике.
Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность как финансовая (что поспособствует появлению «длинных» денег), так и правовая. В то же время именно в 2009-2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды. С 2009 года была отменена ускоренная амортизация для первой-третьей групп имущества, а в 2010 году Министерство финансов предложило поставить под сомнение необходимость ускоренной амортизации по всему остальному спектру имущества.
Такое предложение может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. С другой стороны, возможно, Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. На наш взгляд, обе предпосылки спорны.
Во-первых, принятые ранее законодательством льготы по отношению к лизингу были введены не случайно и существующий уровень износа основных средств в экономике (45,3% на конец 2008 года, по данным Росстата) свидетельствует, что отменять их еще очень рано.
Во-вторых, согласно результатам нашего исследования, 92% лизинговых компаний не применяют в своей деятельности амортизационную премию. К тому же необходимо отметить, что для лизинговых сделок длительностью менее пяти лет применение амортизационной премии в принципе экономически не целесообразно, так как при передаче имущества клиенту лизингодатель должен будет восстановить сумму ранее примененной премии.
По оценке «Эксперт РА», с учетом динамики рынка за январь-сентябрь 2010 года объем новых сделок по итогам 2010 года составит около 550-580 млрд рублей, а темпы прироста к 2009 году - 75-85%.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|