В июле в правительство поступит законопроект, предусматривающий упрощение процедуры взыскания имущества по договору лизинга. Необходимость внесения поправок в действующее законодательство обусловлена массовыми невозвратами, с которыми столкнулись лизинговые компании в период кризиса. Эксперты называют правительственные инициативы важными, но немного запоздалыми.
Вместо судьи нотариус
Правительственный законопроект (есть в распоряжении Банки.ру) предусматривает внесение поправок в Гражданский кодекс, закон «О финансовой аренде (лизинге)» и другие документы. «Законопроект направлен, в первую очередь, на ускорение процедуры изъятия имущества, находящегося в лизинге», — поясняет заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его словам, скорее всего, документ будет внесен на рассмотрение правительства в июле.
Законопроект предусматривает внесудебный порядок изъятия лизингового имущества через механизм исполнительной надписи нотариуса. Сейчас в случае отказа лизингополучателя возвращать арендованное имущество лизинговая компания может получить его по суду.
«Однако арбитражное производство, как правило, затягивается на длительное время и к моменту получения исполнительного листа на изъятие лизингового имущества его стоимость может уже приближаться к нулю», — рассказывает руководитель аппарата подкомитета по лизингу Торгово-промышленной палаты, участвующего в подготовке законопроекта, Евгений Царев.
В кризис количество невозвратов по лизинговым договорам резко возросло. Среднее число договоров лизинга с просроченными платежами в портфелях лизинговых компаний в 2009 году выросло в 3 раза по сравнению с 2008 годом.
На практике лизинговые компании в договорах пытаются предусмотреть возможность внесудебного изъятия имущества, однако дело все равно заканчивается судом и лизингодатели очень много времени тратят на то, чтобы вернуть. Управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский и партнеры» Андрей Корельский рассказывает, что во время кризиса был случай, когда в лизинге находились железнодорожные вагоны. «Компания, которая их арендовала, обанкротилась, и лизингодатель долгое время не мог найти вагоны, которые оказались брошены. И поскольку условия эксплуатации не соблюдались, состояние вагонов было непригодным для дальнейшего использования, что причинило существенный ущерб компании-лизингодателю», — говорит он.
Если взыскание будет проводиться по исполнительной надписи, то лизинговые компании могут изъять у должника имущество, минуя судебное разбирательство. «Данная законодательная норма направлена на значительное сокращение периода от расторжения договора лизинга до получения исполнительного листа», — говорит Евгений Царев.
«Фактически мы хотим распространить банковскую практику по внесудебному взысканию залогов по кредитам на работу лизинговых компаний, с усовершенствованием этого механизма», — поясняет Дмитрий Скрипичников.
В отношении банковских залогов с 2009 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, позволяющие кредитным организациям взыскивать заложенное по кредитам имущество без суда. Для этого необходимо указать возможность внесудебного взыскания в кредитном договоре с заемщиком. Однако на практике, как признаются банкиры, им все равно приходится судиться с должниками, которые пытаются оспорить подписанные ими же договоры. Поэтому разработчики поправок в случае с лизинговыми обязательствами решили сделать ставку на механизм исполнительной надписи нотариуса.
Эксперты отмечают, что введение такого механизма потребует дополнительных затрат со стороны лизингодателя. «Дело в том, что нотариус будет нести повышенные риски, связанные с подтверждением законности возврата имущества, поэтому оплата его услуг будет соответственной», — указывает Андрей Корельский. С другой стороны, по его словам, не исключено, что лизингодатель компенсирует свои расходы за счет должника в случае фактического изъятия имущества путем дальнейшего обращения в суд с иском о компенсации убытков.
Лучше поздно, чем никогда
Еще одна важная поправка — это закрепление договора подряда в качестве основания приобретения имущества для передачи его в лизинг. Сейчас по закону предметом лизинга может быть только имущество, приобретенное по договору купли-продажи. «На практике компания может купить разные детали и произвести товар для передачи его в лизинг, например, самолет. Впоследствии для покупки готового товара специально создается компания, которая в последующем предоставляет его в лизинг», — поясняет директор по правовым вопросам лизинговой компании «Бизнес Альянс» Ирина Резникова. По ее словам, схема очень сложная, более того, под эту «прослойку» невозможно получить финансирование.
«Внесение такой поправки расширит горизонты лизинговых проектов за счет сложного технологического оборудования, объектов недвижимости, авиационной техники, то есть где возникает необходимость не просто приобрести лизинговое имущество, но и его произвести», — считает Евгений Царев.
Впрочем, внесение поправки является единственным разногласием по документу. «Мы надеемся его устранить в ближайшее время. В Минфине и Минтрансе считают, что не стоит включать договор подряда в основания для приобретения лизингового имущества. Однако, как показывает практика, и зарубежный опыт введение этого механизма очень важно для использования лизинга в отношении сложных и нетиповых объектов», — сказал Дмитрий Скрипичников.
В министерствах считают, что реализовать эту инициативу будет сложно с юридической точки зрения. «Приобретение имущества для последующей передачи в лизинг по договору подряда действительно может быть сложно реализуемым. Главное, четко проработать этот механизм, не допустив нестыковок Гражданского и Налогового кодекса с профильным федеральным законодательством в сфере лизинга», — считает Андрей Корельский.
По его словам, в договоре подряда очень важны сроки и ответственность подрядчика, связанная, в частности, с налогообложением и качеством изготовляемой продукции, необходимо, чтобы эти нормы распространялись и на договор лизинга.
Кроме того, в законопроекте появляется определение повторного лизинга. Его суть сводится к тому, что если имущество изначально было приобретено по договору купли-продажи с целью передачи его в лизинг, то в будущем лизинговая компания сможет его повторно сдать без заключения договора, как требует действующее законодательство.
Эта поправка необходима в случаях, когда должник не может исполнять свои обязательства и лизинговая компания вынуждена реализовать имущество, которое ей вернулось. «Данная норма призвана сократить издержки лизинговой компании, связанные с заключением дополнительных договоров купли-продажи», — говорит Евгений Царев.
И наконец, планируется законодательно более четко прописать ответственность лизингополучателя в случае дефолта договора поставки, если поставщика выбирал именно лизингополучатель. «Нынешнее законодательство не предусматривает прямой обязанности лизингополучателя компенсировать убытки, сначала претензии выставляются поставщику, только потом возникает вероятность удовлетворения требований лизингополучателем», — рассказывает Ирина Резникова. Принятие данной поправки позволит ускорить возмещение убытка лизинговой компании в случае, если поставщика выбирал лизингополучатель.
Участники рынка и независимые эксперты признают необходимость принятия законопроекта, однако считают его немного запоздалым. «Надо было принимать такие поправки 2—3 года назад, потому что пик невозвратов по договорам лизинга был в кризис: лизинговым компаниям даже приходилось нанимать специальные структуры, чтобы «выбивать» долги. А те компании-лизингополучатели, которые остались в строю, сейчас, как правило, начинают исправно платить и пытаются выйти из сложного финансового состояния в партнерстве и сотрудничестве с лизингодателями», — считает Андрей Корельский.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|