Самым быстрорастущим сектором рынка финансовой аренды остается лизинг транспорта. В 2008-м оптимисты предрекают его рост на 65-70%, пессимисты на 35%.
В прошлом году сегмент транспортного лизинга развивался традиционно быстро: на протяжении последних трех лет его прирост составляет 40—50% в год. В 2007-м этому в немалой степени способствовали крупные заказы на поставку подвижного состава и авиатехники. Также неплохие показатели были достигнуты в сфере автотранспорта, в том числе грузового.
Вагоны.
Существенный вклад в рост рынка внесли Российские Железные Дороги (РЖД), у которых стоимость лизинговой программы на 2007 год превысила 34 млрд рублей. Для освоения этих средств были проведены два тендера, которые выиграл «РГ Лизинг». Предметом финансовой аренды стали пассажирские вагоны и грузовые полувагоны (договоры на суммы 12,3 млрд рублей по каждому типу объектов), электропоезда (5,22 млрд рублей), а также рельсовые автобусы, электровозы и тепловозы. Второй конкурс «РГ Лизинг», выиграл, предложив самую низкую ставку — 7,33% годовых в рублях.
Самолеты.
Удачным выдался год и для «Илюшин Финанс Ко»: в июне компания подписала ряд контрактов на поставку авиаперевозчикам 21 самолета на сумму 25 млрд рублей. В частности, заказчиком б грузовых Ил-96-400Т стал «Аэрофлоткарго», З самолета такой же марки приобретет «Атлант-союз», 2 грузовика Ту-204С — группа «Волга-днепр», а 10 пассажирских Ан-148-100Е — «Полет». В декабре «Илюшин Финанс Ко" подписал с ЛИИ им. Громова соглашение о намерениях. согласно которому авиаперевозчик в течение 2008—2010 годов намерен приобрести в лизинг 9 пассажирских Ту-204.
Автолизинг.
Самый стремительный рост среди компаний, специализируюшихся на финансовой аренде транспорта, продемонстрировал «Лизинг-Трейд» из Казани, который в рамках городской программы обновления автопарка столицы Татарстана должен поставить свыше 1000 единиц транспорта, в том числе уборочной техники. Благодаря этому стоимость заключенных в прошлом году договоров в 6,5 раза превысила результат 2006-го, а лизинговые платежи к получению возросли в 8,2 раза.
Как отмечают участники рынка, в 2007 году существенно вырос спрос на финансовую аренду со стороны малого и среднего бизнеса. У некоторых лизингодателей на долю таких сделок приходится свыше 50% портфеля заказов. Об этом, в частности, говорят в лизинговой компании «КамАЗ», указывая на значительный рост интереса начинающих бизнесменов к грузовому автотранспорту. По данным компании, за прошедший год рынок лизинга тяжелых грузовиков вырос почти вдвое — с 31 млрд до 60 млрд рублей. Прогноз на 2008 год еще более оптимистичный — данный сегмент рынка вырастет не менее чем на 50 млрд рублей.
Основной тенденцией текущего года может стать увеличение доли оперативного лизинга со стороны крупных компаний, стремящихся оптимизировать расходы по обслуживанию служебного парка. По мнению гендиректора ЛК «Арвал» Сергея Дианина, финансовая аренда транспортных средств в среднесрочной перспективе будет самой привлекательной для лизингодателей. «Развитие получат новые продукты, такие как оперативный лизииг с полным сервисом, добавляет Сергей Дианин. — Кроме того, в 2008 году мы ожидаем появлния на российском рынке новых игроков, как локальных, так и международных».
Все участники рынка прогнозируют дальнейший его рост. Расхождение лишь в оценке. Самые оптимистические называют показатели на уровне 65-70%, но есть и более осторожные предсказания. «В 2008 году при прочих равных условиях рынок лизинга транспортных средств вырастет по сравнению с прошлым годом приблизительно на 35%», — уверяет гендиректор компании «Стоун-ХХI» Вячеслав Кудрин.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|